green_fr: (Default)
[personal profile] green_fr
Не перестаю удивляться французскому образованию. Выпускной в школе, дети пишут сочинения либо на тему «Что мы зарабатываем, работая?», либо комментарии к тексту Спинозы «Богословско-политический трактат». В мат. школах тема ещё интереснее — «Были ли бы мы свободнее, если бы не было государства?» ([livejournal.com profile] birdwatcher много бы написал на эту тему).

Мне как-то наши выпускные представлялись существенно проще. Во-первых, на содержание сочинения практически никто не смотрел (это был экзамен по русскому языку, тогда как здесь сдают философию отдельно, французский отдельно), во-вторых, темы были гораздо проще (ну, если не вдаваться в дебри коммунистической теории).
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2012-06-19 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Такие математические школы нам нужны!

Date: 2012-06-19 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Хммм... Услышать от тебя, что тебе нужны какие-то государственные школы...

Date: 2012-06-19 12:10 pm (UTC)
a_p: (Default)
From: [personal profile] a_p
Обычно там предполагается план типа: "1. с одной стороны, 2. с другой стороны, 3. так что вот". Причём аргументы надо не из головы, а какие положено (что разумно, потому что откуда в голове семнадцатилетнего человека философии взяться неоткуда). В целом, действительно, посложнее, чем "красота истинная и красота ложная в "Войне и Мире".
(хвастовство: моя Аня несколько лет назад писала на неслабую тему "Должен ли я считать, что моё тело мне принадлежит или что это и есть я?", получила аж 18, чего не бывает почти никогда).

Date: 2012-06-19 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mpaktoris.livejournal.com
Меня тоже впервые очень удивили такие темы. Реально же требуется (в основном на баке S) написать, что думали по этому поводу такие-то философы ( желательно две разные школы), проиллюстрировать современными примерами (уже очень хорошо), ну а уж если почему и с кем ты согласен, то сразу больше 10. Вообще 10 по философии для бака S это прекрасно. Обычно они на философию вообще не тратят времени, так как коэффициент двойка.

Date: 2012-06-19 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] grave--digger.livejournal.com
В общем, получается, что рецепт сочинения тот же, что и у нас: пара фраз из "критики", пара цитат из произведения, пара мыслей преподавателя и, если получится, несколько собственных. :)

Date: 2012-06-19 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] grave--digger.livejournal.com
Это вам повезло, что на содержание сочинения никто не смотрел. :) Хотя это и странно, по сочинениям ставили же две оценки: за грамотность и за содержание (ну, по крайней мере, у нас в школе). Впрочем, мы и экзамены сдавали отдельно по языкам (русскому и украинскому) - диктант, а отдельно по литературе - сочинение.

Date: 2012-06-19 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] mpaktoris.livejournal.com
Ну в школе же всегда так, если хочешь получить хорошую оценку. Вряд ли преподаватель во время проверки может углубляться в философские рассуждения подростка. Оценивают скорее знания истории философии и общую культуру выражения мыслей. А вот знать, что какой философ рассуждал по какому поводу, разбираться в разных философских школах - уже не так мало. Это гораздо больше чем пара фраз из критики. Да и философские цитаты помнить - не так уж плохо.

Date: 2012-06-19 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Естественно, но тема-то какая! Одно дело писать про тип Онегина в русской литературе, а другое - о роли государства, или как труд облагораживает человека.

Date: 2012-06-19 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mpaktoris.livejournal.com
Среднестатистическому ученику абсолютно все равно на какую тему писать. Их обучают методам. Хорошо это, или плохо - не знаю, зависит от ученика как всегда. Во всяком случае, любой француз с легкостью напишет план, не важно какой. Наша дочь даже для генеральной уборки комнаты площадью 10 кв.метров писала план: 1. вытереть пыль и т.д.

Date: 2012-06-19 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] parizanka.livejournal.com
кстати, у нас сочинение было главным экзаменом (те. обязательным, и без хорошей оценки по сочинению не пускали ни в один вуз), а тут этот экзамен, скажем так, средней важности (маленький коэффициент). короче, нужно что-то написать, чтобы не.совсем провально было, но слишком париться не нужно.

Date: 2012-06-19 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Не знаю, как "у вас" :-Р но я вообще не писал выпускного сочинения. А вступительное сочинение было чистой проформой (зачёт - незачёт).
Но это уже другой вопрос, важность экзамена. Меня поразила тема сочинения, то есть то, что они там проходят на уроках...

Date: 2012-06-19 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] parizanka.livejournal.com
у нас- это Эстония, 1999 год. уже были единые эзамены, те по результатам выпускных брали в вуз. темы сочинений были наполовину литературными, а наполовину свободно-философскими типа "в богатстве ли счастье?", "каким я вижу будущее Эстонии" или "мой знаменитый современник".

Date: 2012-06-19 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com
Не знаю, мне темы советских сочинений казались очень сложными :)

Date: 2012-06-19 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Во, Анина тема меня уже не удивляет, но вставляет ещё больше, чем нынешняя (по нынешней я хотя бы что-то с ходу готов написать, а про тело как-то не задумывался).

Date: 2012-06-19 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А эти темы (вроде процитированной "Должен ли я считать, что моё тело мне принадлежит или что это и есть я?") проще что ли?

Date: 2012-06-19 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Да, ты прав, было две оценки. Но я помню только в течение года (выпускные я вообще не сдавал), так что не совсем понятно, какая в итоге оценка русского шла в аттестат - по диктанту или за грамотность в сочинении?

Date: 2012-06-19 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А по поводу содержания - у меня было сочинение на тему Блока, где я сравнивал его стихи с поделками Бендера (...а средь арыков и полей идёт гулять ишак), в том духе, что это вообще не стихи, а набор рифмованных слов без связывающего их смысла. Учительница хмыкала, но оценку нормальную поставила :-)

Date: 2012-06-19 02:37 pm (UTC)
a_p: (Default)
From: [personal profile] a_p
это же практически основной вопрос философии :)

кстати, одно из самых выдающихся (имхо) mot в жежешечке было сказано как раз по этому поводу:
не только коммент, на который ссылка, но и следущий того же автора

Date: 2012-06-19 02:39 pm (UTC)
a_p: (Default)
From: [personal profile] a_p
и пририсовала слева к каждому пункту по квадратику, чтобы ставить чекмарки, когда сделано.

Date: 2012-06-19 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Да, такие темы я помню.

Date: 2012-06-19 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Мы сравнивать хотим что? Хороших советских детей того времени (твоего или моего?) и хороших французских этого, или средних советских (кстати, mean или median?) и средних фр., или худших?

Для средних и худших и то, и другое нелепость. Потому что главное, чего им сейчас не хватает, это умения передавать мысли - т.е. изложения. Сочинение, и советское, и французское, затуманивает этот вопрос, так как не очевидно, что человек хотел сказать, и мы (если вообще текст понятен) считаем, что что хотел, то и сказал. При передачи чужих мыслей становится ясно, что это не так.

Для лучших - сочинение имеет смысл. Однако имеет - только если человек достаточно долго думал над контекстом темы. Это было выполнено (для лучших) в моё советское время, и не знаю, как обстояло дело в твоё (где как, я думаю). Сочинение было важной частью экзаменов, и не писать советских глупостей было не очень сложно, так как литературные темы вполне позволяли высказать собственные мысли. Это происходило (в моё время) в условиях, когда люди читали и обсуждали прочинанное; когда литературный текст был средством узнать чужую жизнь, научиться чужой психологии, подумать над тем, из каких действий что следует. То есть это очень сильно прибавляло к собственному опыту - прибавляло, собственно, главную часть.

Но это так может работать только на материале психологического романа. Это не может работать на материале философии, так как она в этом возрасте стоит на пустом фундаменте. (У многих и сильно позже тоже). Т.е. философская тема располагает к демагогии, а литературная не более, чем позволяет в ней поупражняться, но можно писать и серьёзно.

На опыте - французские выпускники мало успели подумать. Меньше, чем мы в их возрасте. Они обсуждают только собственный опыт и опыт друзей, но это очень малый материал, по сравнению с материалом хорошей книги.

Date: 2012-06-19 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Дык опять идёт неверное сравнение. Ты же сравниваешь сегодняшних французских выпускников с собой. А дети в России ли, во Франции ли сейчас взрослеют сильно позже, чем взрослели мы. И это уже решительно другая тема, имеющая отношение к тому о чём мы как-то с Анькой говорили.

Date: 2012-06-19 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Она другая, но в ней есть и этот элемент. Во всём мире меньше читают того, что мы считали литературой. (Мы литературой считали и другое - скажем, опыта на "Мастере" или на "Степном волке" не набраться, но это было только частью чтения).

Date: 2012-06-19 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Конечно меньше. Но опять - нельзя одновременно сравнивать горизонтально и вертикально - то бишь либо горизонтальное - в одно и то же время в разных местах, либо по временам, а вместе не получится.

Кстати, во Франции как раз я довольно часто вижу людей, читающих в метро классику. В том числе молодых людей.

Date: 2012-06-19 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А мы вообще хотим не людей сравнивать, а школьные программы. Я не знаю, насколько они адаптированы к людям, насколько сочинения получаются осознанными. Меня удивила планка - существенно выше той, что была у нас. Нет?
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

green_fr: (Default)
green_fr

May 2025

S M T W T F S
    1 23
4 5 678910
11 12 1314 15 1617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 31st, 2025 10:10 am
Powered by Dreamwidth Studios