green_fr: (Default)
[personal profile] green_fr
Смотрел вчера документалку по ТВ и в очередной раз попытался понять, какие фильмы мне нравятся (я их в голове у себя называю «фильмы Arte»), а какие — нет (их я называю «американскими»). В прошлый раз я сформулировал про интонацию ведущего и драматическое затемнение экрана. А сейчас заметил — назову это «запинг». Это когда на одну и ту же тему говорят одновременно несколько человек, и монтаж постоянно переключается с одного говорящего на другого. Складывается впечатление, что они говорят вместе, ну или как минимум одно и то же — но если прислушаться, то непонятно, насколько вот этот кусочек, который вставили в фильм, вообще имеет отношение к обсуждаемой теме.

Тут я вспомнил превосходный фильм Opération Lune (Dark Side of the Moon по-английски) о том, что американцы не летали на Луну. В этом фильме Киссинджер, Рамсфельд и куча других людей на полном серьёзе подтверждают то, что говорит в камеру жена Кубрика — да, конечно, всё снял её муж в павильонах Аризоны. А в конце фильма, когда у тебя уже волосы на голове встают, настолько прекрасно всё закручено, оказывается, что жена Кубрика в доле, а у остальных брали совершенно другие интервью, просто потом нарезали как с ленинской цитатой «ошибкой было бы думать...»

Но претензия у меня не в том, что человека таким образом могут заставить сказать не то, что он думает. Там даже две претензии.
Первая — манипулирование тобой (здесь особенно смешно, что вчерашний мой фильм назывался «Пропаганда»). Человек A говорит фразу A1, затем человек B говорит фразу B2 — а ты видишь цельный дискурс из фраз A1-B2, как будто это было сказано одно за другим. То есть если даже вторая фраза не вытекает из первой, то они как минимум логически связаны. И авторство вот этой связки — оно чьё? Автор спрятался, это — режиссёр или монтажёр фильма, и он выдаёт собственные мысли за мысли интервьюируемых.
А вторая — таким рваным стилем совершенно невозможно передать сложные мысли и построения. И в этом смысле я мысленно вернулся на радио, где я не просто люблю France Culture, но и отдельно выделяю передачи со всего лишь одним приглашённым в студию. Когда человек может спокойно отвечать на вопрос 10 минут, не опасаясь, что его перебьют. Когда он может позволить себе сделать два отступления, а потом перейти к заданному ему вопросу. Потому что так будет понятнее. Потому что упрощение не всегда уместно.


А самый ужас-ужас у нас показали недавно на работе. Юбер Ривз (я когда-то читал его книги, очень хороший популяризатор) снял фильм про экологию. Точнее, снял кто-то другой, но имя Ривза поставили в заглавие фильма (Hubert Reeves : La Terre vue du Cœur), и самого его регулярно показывают в кадре.
Так вот, фильм настолько одиозный (в частности, там показывают те самые «континенты пластика», снятые в совершенно другом месте, рядом с берегом — и если публикующие эти фотографии газеты могут частично спрятаться от позора, правильно подписав фотографию, то в фильме получается чистой воды подделка и манипуляция), что у меня очень скоро возник вопрос — как мог вполне вменяемый Ривз пойти на это?

Я начал прислушиваться — а весь фильм построен именно на запинге. Например:
* Ривз говорит, что животные на планете вымирают, что даже у него перед домом стало меньше лягушек
* Потом в кадре показывают какого-то другого человека, который говорит, что из-за человеческой деятельности идёт шестое вымирание
* Затем кто-то рассказывает, как человек отбирает у животных пространство для жизни
* Ещё один человек требует на камеру немедленно прекратить уничтожение человеком диких животных
* Снова Ривз говорит, что мяса на всех не хватит, но у нас есть альтернативные варианты питания
* После чего нам говорят, что освободившиеся от кормёжки коров поля можно будет использовать под питание голодающего человечества

В этот момент у меня как у зрителя возникает вопрос, как можно смешивать вымирание из-за портящейся экологии и вымирание от сужения жизненного пространства? Мне становится интересно, как совместить желание накормить человечество (больше полей под кукурузу!) и необходимость оставлять больше земель в заповедниках (я не говорю, что это невозможно, мне просто жаль, что эту тему в полуторачасовом фильме даже не подняли, вместо этого показывали белых ми-ми-мишек на тающем льду).
А потом ты вслушиваешься и понимаешь, что тебе выдали несколько слабо связанных между собой фраз за общую программу. Каждая фраза по-отдельности совершенно права, но взятые вместе они логически приводят к чему? К требованию уменьшить количество людей на земле? Радикальное решение! Но кому принадлежит эта радикальность? Кому-то из интервьюируемых? Нет, это — высказывание неизвестного нам, никогда в кадре не показывавшегося режиссёра. Которое мы принимаем за политическую программу Ривза.

Date: 2019-09-30 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] noyau.livejournal.com
Эх, когда речь склеивают из реплик нескольких людей, это хоть можно как-то распутать, если вот как вы внимательно выслушать. А бывает и так - человек даёт интервью, его записывают, он уходит довольный, а потом у него волосы встают дыбом, когда он видит смонтированное видео, где слова и фразы подогнаны друг под друга. Мне рассказывал коллега, который много всяких образовательных видео делает. Смотрел своё интервью и знал, что ответил на тот или иной вопрос, но голова на экране вдруг шевелит губами и говорит что-то другое. Что-то он потом ещё делал, но поезд ушел, интервью успели показать до того, как он возмутился.

Date: 2019-09-30 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Ну, это вообще подсудное (я надеюсь) дело, подделка интервью. А здесь - к чему придраться? Вопрос в кадре даже не звучит, только прямая речь. А какое там сложилось ощущение у смотрящего - так а кто за это должен отвечать?

Date: 2019-10-01 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] noyau.livejournal.com
Подсудное, но труднодоказуемое. И трудность в том, что если программа уже показана, то неважно, какие разборки происходят позже, может быть и опровержение показано, но инфрмация пошла, и полностью её "вычистить" уже невозможно.

Date: 2019-09-30 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] galyna-p.livejournal.com
А меня очень раздражают америнканские якобы документальные фильмы. Я это поняла посмотрев документальный фильм на National Geographic о том как тушили пожар на крыше Нотр Дама. Самое интересное, что фильм был о французских пожарных и на французском языке, что мне помогло понять, что же все-таки не так. У французов обычно больше документальности, меньше саспенса и аудио- эффектов, больше постановочных сюжетов с актерами. А вот это американское нагнетание ситуации, интервью с пожарными ни о чем и постоянные повторения после рекламы, ыыы.
Катастрофа (неважно какая); "Шеф, все пропало!" (нагнетание ситуации - все плохо, ничего нельзя сделать); но доблестные пожарники, пограничники, моряки, военные, пилоты что-то пытаются сделать; у них не получается; время идет и ситуация ухудшается; а в конце, как по волшебству, очень часто без каких-то объяснений. По этой стандартной схеме американских док фильмов сняли по-французски и о французской катастрофе. Я досмотрела, но с отвращением.

Date: 2019-10-01 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Да-да-да. И ощущение потери времени из-за этой "драматургии" - убрав её, можно было сделать из часового фильма 10-минутный. Ну или наоборот, запихнуть в этот час впятеро больше материала.
Удивительно, конечно, кому-то же нравится. Видимо, другой стиль потребления - например, смотреть ТВ за готовкой ужина. Или слушать вполуха, занимаясь ещё чем-то. Не знаю...

Date: 2019-10-01 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com
Не для нашего поколения они делаются. Мы выросли на фильмах когда за 2 часа герои съездили куда-то на дрезине и бросили гайки.

Date: 2019-10-01 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Прекрасная фраза :-)

Так я же наоборот пишу - эти фильмы как раз для тех, кому не жалко сидеть перед телевизором целый час и узнать за это время то, что можно было впихнуть в 10 минут!

Date: 2019-09-30 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] igparis.livejournal.com
Когда-то в начале 1980-х Жванецкий выпустил монолог "Как делается телевидение" с известным
"Мальчик играл на дудочке, потом вздрогнул и как-то старше стал...".
(я лично не имею телевизора с 1970-х - с начала самостоятельной жизни)

Date: 2019-10-01 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Последняя фраза напомнила мне известные анекдоты про "в Советской России" :-)
"В Советской России телевизор имеет тебя!"

Date: 2019-10-01 08:19 am (UTC)
From: [identity profile] igparis.livejournal.com
"Я тебе поверчу!"

Date: 2019-09-30 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Я про Ривза знал исключительно когда в Сакле работал, т.е. очень давно, но он тогда вызывал у меня сильное подозрение. Он рассуждал о космологии, не зная о теорфизике, судя по тому, что он говорил, ровно ничего. При этом он выступал даже не как популяризатор, а как как бы учёный, занимающийся ещё и популяризаторством. И как всемирно известный учёный, что было просто полной чушью, никто его за пределами Франции не знал. Это всё вызывает у меня ассоциацию с братьями Богдановыми. Может, конечно, я неправ (про Богдановых всё же можно доказать, что жулики), но осадочек у меня остался.

Date: 2019-10-01 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Не, судя по всему - вполне нормальный учёный, хоть и не первой величины. Ну и профессор. И популяризатор тоже, конечно.

Date: 2019-10-01 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com
Ну он наукой по сути с середины-конца 70-х не занимается. Просто человек ушел в другую деятельность. Это не Богдановы. А ядерной астрофизикой, его специальность в напале карьеры, в общем можно было заниматься и не зная теорфизики :).

Date: 2019-10-01 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com
Сейчас спросил мою французскую коллегу из нас космологов здесь в IAP про него. Ответ ? "Я прочитала все его книги в детстве, и наверное поэтому и стала астрофизиком". Такой impact не пропьешь.

Date: 2019-10-01 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com
Очень правильно подмечено. Исключительно мало стало документалистики, действительно объясняющей какой-то вопрос

Один, комментарий/вопрос про ' публикующие эти фотографии газеты' Подпись на фотографии по ссылке говорит что это Hanauma Bay, Hawaii. Дальше моего французского не хватает, но Hanauma Bay совсем не порт, а небольшой красивый залив с отличным snorkeling (я там чуть не убился в 2001-м). Пластик там конечно тревожен, хоть это и не мировой океан :). Или я не понял статью ?

Date: 2019-10-01 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Статья об острове пластика в Тихом океане (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%BE). Прямо в заголовке пишут о том, что этот остров размером втрое больше Франции. На самом деле проблема ужасная, известная, но загрязнение там не видно невооружённым глазом. Там микрочастицы пластика, они полностью разрушают экосистему, ужас-ужас - но фотография "для привлечения внимания". И самый ужас в том, что эта эе фотография (ну или подобные ей) иллюстрируют все без исключения статьи об этой острове.
Ну, или как говорят в комиксах про Астрикса: Все? Почти все! Есть ещё журнал Pour la Science, в котором рассказывают одновременно и об экологической проблеме - и о фальсификации популяризаторов от науки.

На самом деле, достаточно прочитать внимательно ту же статью Le Monde. Там пишут о 80 000 тонн мусора. Разбитом на миллиарды кусочков. То есть 8E10 грамм / (XE9) выходят максимум граммовые кусочки. Площадь 3 Франций - это 2 миллиона км² или 2E12 м². Получается XE9 / 2E12 - единицы кусочков каждые 1000 м². То есть, ситуация ужасная, но приведенная фотография никак не может отражать реальность.

Как следствие, появляется огромное количество "опровержений" проблемы, когда люди приплывают туда на яхте, фотографируют лазурно-синий океан и постят в ФБ с тагом "вывсеврете".

Date: 2019-10-01 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com
Да, примерно так я и понял. Но все же бы оставил поправку к вашему тексту, назвавшему это место 'гавайским портом'. Получилась излишняя драматизация несоответсвия текста картинки - Hanauma bay все же всегда был
очень красивым и чистым заливчиком.

Date: 2019-10-01 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Да, видимо я в другую сторону передёрнул. Постараюсь найти какую-то другую формулировку...

Date: 2019-10-05 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] janemouse.livejournal.com
Вот именно поэтому я один раз попробовала сниматься на ТВ и с тех пор отказываюсь наотрез,
я говорю что-то осмысленное, а потом они при монтаже выдёргивают фразы из контекста, всё перевирают - мрак.
Мне стыдно, что там моё имя будет.

И кстати, именно это и привело меня к своему каналу на ю-тубе в итоге )

Date: 2019-10-06 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Это да, но это совсем уже ужас, если интервьюируемый не разделяет "собственную" точку зрения в конечном результате интервью. Это уже Russia Today, а не телевидение :-)

А что у тебя за канал? Дай ссылку?

Date: 2019-10-07 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] janemouse.livejournal.com
Так вот ровно так у меня было с ТВ.
Меня позвали записать серию передач про занятия с детьми 3-5 лет.
Я написала программу.
Они нашли спонсора передачи - производителя детского питания.
И решили, что им по итогам кастинга, понимаешь ли, симпатичны дети 2-3 лет.

Я переписала программу,
прихожу на студию записывать первые 8 выпусков,
и обнаруживаю, что у меня там мамы с детьми 12-13 месяцев, не двухлетки!
И я не смогу с ними сделать ничего из задуманного,
год и два - огромная разница!

А канал у меня вот такой
https://www.youtube.com/женякац74

Profile

green_fr: (Default)
green_fr

May 2025

S M T W T F S
    1 23
4 5 678910
11 12 1314 15 1617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 25th, 2025 06:37 am
Powered by Dreamwidth Studios