green_fr: (Default)
[personal profile] green_fr
На днях наткнулся взглядом на старую книжку «Смотри в корень!» Маковецкого, взял с полки — и чуть ли не на едином дыхании снова её прочитал.

Непонятно, то ли у меня какие-то черты появились из-за этой книги, то ли наоборот, она мне понравилась, потому что эти черты во мне уже тогда зрели. Но какой же прекрасный зануда автор! Вот разбирает он задачку № 4: «Солнце на Северном полюсе взошло на московском меридиане. Где оно взойдёт следующий раз?» Понятно, что в следующий раз Солнце взойдёт там ровно через год. А за год, пишет автор, «Солнце успеет совершить вокруг Земли 365 оборотов с четвертью». И тут же сноска: «Здесь автор пользуется более удобной для этой задачи библейской точкой зрения на вопрос, что вокруг чего вращается. Иначе пришлось бы ввязываться в неуместные для данной задачи объяснения, что относительно „неподвижного“ звёздного фона Земля совершает за год на один оборот больше (разница вызвана тем, что кроме вращения вокруг собственной оси, Земля ещё движется и вокруг Солнца)». Оцените язык! А в особенности кавычки на слове «неподвижного» — то есть он не только воспользовался поводом рассказать, почему количество оборотов не совпадает, но ещё и закинул удочку про «неподвижность» звёздного фона. И ты уже такой сидишь и не можешь переключиться на другую тему: почему? Почему именно он не считает звёздный фон неподвижным?!

Задачка при этом сама по себе прекрасна. Потому что, пишет дальше автор, помимо тупого подсчёта времени и градусов меридианов, нужно задаться вопросом: а что такое момент восхода Солнца? На Северном полюсе Солнце восходит (с момента появления первого луча — до момента появления всего диска над горизонтом) более суток. Можно попытаться выбрать какой-то определённый момент этого процесса. Но тут автор с интонацией шелдоновского «fun fact» говорит: «любопытно, если температура воздуха при этом будет возрастать со скоростью более 6° в час, но за счёт изменения преломления лучей в воздухе видимый диск Солнца прекратит подъём и станет опускаться. Таким образом, весь акт восхода Солнца на полюсе может содержать одну-две „неудачные попытки“!».


Ещё одна задачка (№ 3) примерно на ту же тему: «Сегодня день равен ночи. Чему равна их общая продолжительность?»

Логика тоже простая, но результат парадоксальный. Зафиксируем каким-то образом моменты перехода из состояния «ночь» в состояние «день» и наоборот, например, начало восхода Солнца и начало захода. Судя по условиям задачи, сейчас то ли весеннее, то ли осеннее равноденствие. Предположим, весеннее. Значит, завтра Солнце взойдёт раньше, чем сегодня. Таким образом, продолжительность дня + ночи (это по определению время между двумя восходами Солнца) будет меньше 24 часов. Само по себе это не удивительно. Удивительно, если мы посчитаем теперь продолжительность ночи + дня, а это по определению время между двумя закатами Солнца. Поскольку Солнце заходит всё позже и позже, общая продолжительность будет больше 24 часов.

Срочно в газету: От перемены мест слагаемых поменялась сумма! :-)


Задача № 11 — красивый пример смены измерения, примерно как классическая подмена среднего по времени средним по сценариям. Задачка звучит так: Витебск и Ленинград — на одном меридиане, Пулковском, поэтому самый тёмный момент ночи в этих городах наступает одновременно — будем для простоты читать, что ровно в час ночи по московскому времени. А когда он наступит для пассажира, едущего июньской ночью из Витебска в Ленинград? Будем считать, что вся дорога идёт строго по Пулковскому меридиану.

И тут красота в том, что на каждой из станций этого дороги самое тёмное время — это час ночи. Но для едущего по железной дороге пассажира есть ещё эффект продвижения на север или на юг, а самоё тёмное время в июньском Ленинграде явно светлее самого тёмного времени в Витебске. Сами выкладки лично мне уже не так интересны, сколько осознания этого факта — мы накладываем два перпендикулярных движения, каждое из которых очевидным образом меняет освещённость, и за счёт этого очевидный ответ «в час ночи» становится неправильным.


Просто красивое замечание в комментарии к задаче № 13. Там разбирают кривизну Земли и Луны, и автор замечает, что малый размер Луны явно создаст проблемы со связью космонавтов. До горизонта там чуть больше 2 километров, коротковолновое радио работает только в пределах прямой видимости, а длинноволновое радио работает на Земле дальше только из-за отражений ионосферы. Таким образом, космонавтам придётся держать связь через ретрансляторы, например через Землю.


Запомнившаяся мне с детства задачка № 36 про вот эту марку:



В глаза не бросается, но название картины замазано «надпечаткой». На самом деле это картина Алексея Леонова «Селенодезисты (На Луне)», но марку решили подписать «На Луне. Восходит Земля». Потом спохватились: ты либо на той стороне, которая повёрнута к Земле, и тогда Земля всегда над тобой; либо ты на обратной стороне, и тогда Земли не видно никогда. Какой тут может быть восход?! Признали ошибкой, успели замазать до выпуска марки. Маковецкий, впрочем, задаётся вопросом: а точно здесь ошибка? Ведь Луна не точно повёрнута одной стороной, она немного покачивается. Таким образом, с Земли видно не 50% её поверхности, а все 60%. А значит, есть места, где Земля восходит и заходит.

Я проверил — Википедия знает и про марку, и про ошибку в названии, и про ошибку в ошибке.


Ещё одна задача (№ 44), которую я помнил с детства, но не помнил, что она из этой книжки. Рассмотрим поезд, между вагонами есть небольшой зазор. К первому вагону подъезжает локомотив, сцепляется с ним — и вагоны начинают по цепочке передавать друг другу его толчок. Можно посчитать, с какой скоростью распространяется этот грохот вдоль состава, в зависимости от скорости локомотива, длины каждого вагона и расстояния между ними. Затем автор подбирает такие значения этих параметров, что грохот побежит со скоростью выше скорости света. И спрашивает: это вообще нормально?

Понятно, что ненормально — абстрактные точки вполне могут перемещаться с любой скоростью, но здесь откровенно идёт передача энергии, а она явно ограничена скоростью света. В принципе, и ловушка понятна: мы подразумеваем, что вагоны абсолютно твёрдые, то есть движение одного края вагона немедленно передаётся на другой край — собственно, в этом и весь парадокс, остальные вагоны здесь так, для красоты. Ну и понятно, что движение вагона передаётся через его деформацию, а её скорость никак не может быть выше скорости звука в среде. Тем более, она ниже скорости света.

Я помню, как на этой задаче прямо почувствовал разницу между физическим миром и математической моделью.


В разборе задачи № 67 вскользь так употребляет незнакомое мне слово: типа, это то же самое, что «нониус», только для времени. И в этот момент понимаешь, насколько интернет вообще и Википедия в частности изменили мир. Представляешь себе школьника 30 лет назад: наткнулся на незнакомое слово, в лучшем случае проверил его в словаре — даже если дома есть все словари, узнал только, как оно пишется, и где у него ударение. А у кого дома была энциклопедия, в которой рассказали бы, что это на самом деле?

Забавно, что название «нониус» — в честь португальского математика XVI века Нуниша. В оригинале его звали Pedro Nunes, но латинская версия имени — Petrus Nonius.


Возвращаясь к теме, как всё изменилось — моя книга 1991 года, но это шестое издание, и основной корпус написан явно до того, как автор познакомился с понятие компьютера. Поэтому все примеры — тёплые ламповые. Так, разобрав задачу № 52, автор начинает травить байки про радиолокацию. Посылаем сигнал, он отразился от вероятного противника и вернулся. Зная скорость и время возвращения сигнала, можем посчитать расстояние до цели. А если сигнал вернулся с шумом? Как понять, что настоящее, что ложное? Понятно, что сейчас эта задачка решается какой-нибудь хитрой модуляцией сигнала, чтобы его отражения нельзя было спутать со случайным шумом. Функция autocorr в MatLab чётко покажет нам, какой фрагмент полученного сигнала соответствует посланному. А автор рассказывает об аналоговой схеме поиска автокорреляции: несколько копий магнитной ленты с задержкой, сумматоры с накопителями. Кайф! Хоть лично я и предпочитаю цифровую версию, конечно же :-)


Задача № 69 — надо обязательно попытаться сделать её! Впрочем, читая книгу 30 лет назад, я наверняка то же самое подумал. Итак, задача: можно ли звезду закрыть спичкой, которую вы держите в вытянутой руке? Вы смотрите одним глазом, второй закрыт.

Утверждается, что не получается закрыть. Звезда, конечно, остаётся точечной, но зрачок нашего глаза настолько расширяется, что спички на вытянутой руке уже не хватает.

Примерно на эту же тему задача № 75: есть столб высотой в 5 метров и шириной 10 сантиметров, Солнце находится на высоте 10° над горизонтом, какова длина тени от столба?

Внимательный читатель задумывается: а нафига нам дали ширину столба? А именно потому, что Солнце — не точка. И если под «тенью» считать «полную тень», то она обрывается достаточно быстро — вместо почти 30 метров выходит чуть больше 10. В условии автор успевает ещё поглумиться над наивным читателем: как изменится длина тени, если высоту столба увеличить вдвое? Ответ: никак не изменится.

Тоже, интересно было бы самому это увидеть. С лампой и зубочистками достаточно тривиально, а вот настоящие столбы поднимать — это уже для Гамельна.

Date: 2021-05-06 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mopexod.livejournal.com
Библия советских ботаников. Даже не представляю, сколько раз я читал её в разных изданиях.

Date: 2021-05-06 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А я о ней даже не слышал ни от кого. То есть, это явно не Мартин Гарднер, и тем более не Яков Перельман. То есть, для меня это достаточно "личная" книга, поэтому и таг "я" :-)

А ещё более личная — 7:1 в нашу пользу (https://green-fr.livejournal.com/183601.html). Знаешь такую?

Date: 2021-05-06 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] mopexod.livejournal.com
Никогда не слышал!

Date: 2021-05-06 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] anjey.livejournal.com
Вопросы звучат занудно. :-)

"А у кого дома была энциклопедия, в которой рассказали бы, что это на самом деле?"
А у кого то не было?:-) Да, да, прослойка тонкая.

Date: 2021-05-06 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Фигассе занудно! Я неделю засыпать не мог вовремя, каждый вечер заставлял себя откладывать книжку :-)

А про энциклопедию — как ты понимаешь (кто зануда? я зануда?!!), при написании поста я встал из-за компа, взял с полочки "Энциклопедический словарь юного математика" (это была единственная в нашем доме книжка, в которой теоретически могло упоминаться слово "нониус"). Всю перечитывать не стал, но в индексе нониуса нет.

У тебя дома — могу поверить, что было. Зато у нас нот было больше! :-Р

Date: 2021-05-06 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] anjey.livejournal.com
Пошел в этот ваш энторнет, скачал Советский энциклопедический словарь 87 года, который был у нас тогда.
НОНИУС (верньер), вспо-
могат. шкала, при помощи
к-рой отсчитывают доли
делений осн. шкалы измерит,
прибора.

Date: 2021-05-06 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А, точно, было и у нас такое! Но в голову как-то не пришло проверять в "общем" словаре. Я тупой...

Date: 2021-05-06 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] galyna-p.livejournal.com
Как же здорово, когда ты так же занудно пишешь о музеях и выставках :)!

Date: 2021-05-06 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Не осилила? ;-) Я же даже картину (масло по картону) в пост вставил!

Ничего, через 2 недели загуляем по музеям :-)

Date: 2021-05-06 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] galyna-p.livejournal.com
Угу, это примерно как в анекдоте — угадал все буквы но не смог прочитать слово.
Картина прекрасна, я теперь знаю что Луна покачивается.

Date: 2021-05-06 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Ты по ссылке сходила? Там просто завораживающая анимация!

Date: 2021-05-06 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] aklepatc.livejournal.com
Ностальгия!

Я не настолько умный/глубокий ботаник, так что не читал... Но узнал обложки. У отца были обе эти книжки. Не знаю, что с ними сталось после переезда и эмиграции.

Date: 2021-05-06 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Это скорее для "ботаника", чем для "умного" — уровень более чем понятный, он не выходит не то что за школьный курс физики и математики, просто за какие-то общие рассуждения. Но в каких-то местах становится скучно следить за выкладками, поэтому я в школе откровенно пропускал все формулы, а сейчас следил только за тем, что я понимаю общий смысл выкладок. Ну и вывод, конечно :-)

Date: 2021-05-06 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kalvado.livejournal.com
Нониус фигня. У кого был штангенциркуль должны знать.
А вот про нониусную схему измерения времени я долго доходил!
Edited Date: 2021-05-06 05:06 pm (UTC)

Date: 2021-05-07 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Фигня в смысле понимания. Я про слово — на моём шнангенциркуле не было написано "нониус" :-)

А что за нониусная схема?

Date: 2021-05-07 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] kalvado.livejournal.com
В штангенциркуле должно было быть написано в инструкции.
А для времени — биения частот

Date: 2021-05-06 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] kalvado.livejournal.com
Ну и да, про размеры — почему планеты визуально отличаются от звезд.
Последняя шутка на тему — для нынешней оптики Бетельгейзе не точечна, и это затрудняет измерение расстояний до нее

Date: 2021-05-07 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Мне казалось, что звёзды не были точечными даже и для старой оптики. Не из-за размера, а из-за атмосферы. Я читал где-то, как люди пытались измерить расстояние до небесной сферы, основываясь на видимом угловом размере каждой звезды, и как-то предполагая её реальный размер.

Date: 2021-05-06 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] antimantikora.livejournal.com
Любопытно. Я как раз и есть ботаник. Припоминаю эту книжку, хотя и не смог её читать. Вероятно, читавшие её в детстве, теперь сплошь процветают. Дайте-как взглянуть на эти задачки "хозяйским глазом"!

№69 - Ответ "не получится"? Смехотворное в устах физика "закрыть звезду" здесь подразумевает "устранить видимость". Если зажечь спичку, звёзды за ней будут не видны. У меня — получилось.
№75 - это длинная труба, забитая в некий грунт. Длина тени существенно зависит от рельефа грунта, от прозрачности воздуха, от подсветки, рефлексов, характера материалов и ряда других факторов. Буквоедство должно быть системным.
№3. «Сегодня день равен ночи. Чему равна их общая продолжительность?» Русские называют "днём" сутки, полусутки, светлое время суток, символический период времени. Это не термин.
№11. "Когда наступит самый тёмный момент ночи для пассажира, едущего июньской ночью из Витебска в Ленинград?" Когда в купе выключат свет и задёрнут шторку, разумеется. Пассажир — центр этой системы.
№44. "Грохот побежит со скоростью выше скорости света?" О да! Если стукачу треснуть по башке, он действительно побежит жаловаться быстрее света.
Про Луну не знаю. Я там не был. Но говорят, что лунное небо черно как смоль, а поверхность контрастна. Поэтому на марке вообще нарисована условная декорация, где фальшиво всё.

Вообще-то к.т.н. Пётр Васильевич Маковецкий был замечательный преподаватель, доцент кафедры радиолокации, физик. Но явно не антрополог и не философ. А это важно. Книжка в сущности посвящена аспектам философии: разновидностям логики и эпистемологии.

Date: 2021-05-06 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] french-man.livejournal.com
У меня тоже на полке стояла, но я тоже не смог читать. «Не мое»

Date: 2021-05-07 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Ух ты! А ты помнишь, почему именно не пошло? Что не так было? Мне в детстве не нравилось только обилие формул. Но и язык, и постановка задач, и тем более их неожиданные повороты — не оторваться было!

Date: 2021-05-07 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] french-man.livejournal.com
Ну она такая аналогово-правополушарная, а я такой цифровой и левополушарный. Я по этой же причине, скажем, не смог читать детскую книжечку Арнольда про особенности, хотя все говорят, что она очень понятно написана.

Date: 2021-05-07 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
На всякий случай, "ботаник" на нашем институтском жаргоне означало не "занимающийся ботаникой", а "не видящий в жизни ничего, кроме учёбы". Вне зависимости от изучаемого предмета :-) У нас по специальности все были физики-математики, а по складу ума — половина ещё и "ботаниками".

Но примеры, как можно занудствовать до бесконечности прекрасные :-) Понятно, что Маковецкий сдерживает себя, чтобы не разрушить и педагогическую составляющую рассказа. Задёрнутая шторка в купе вполне решает конкретную задачу, но проваливает задачу педагога.

Date: 2021-05-07 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] antimantikora.livejournal.com
Задёрнутая шторка решает задачу Человека, а пока над вопросом рассуждает живой человек, это - мера всех вещей. Вы это знаете, как актуарий, я - как антрополог. Также, как организатор образовательных лагерей, Вы знаете, какое преимущество даёт учащимся эпистемологический плюрализм.

А вот интересно... Мы живём в такие времена, что можем похвастать гораздо большим количеством учеников и читателей, чем профессура прошлого, как, например, тот же доцент Маковецкий. Статистический факт.

Но не факт!

Date: 2021-05-07 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Да ладно! 6-е издание, тираж 300000 экземпляров. Я не знаю, у кого из присутствующих здесь есть столько читателей и учеников. Даже если считать роботов google в качестве читателей :-)

Date: 2021-05-06 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com
Да, 44, так вот и рассказываешь студентам что предел абсолютно твердого тела несовместим с теорией относительности.

Date: 2021-05-06 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] oldjackaroo.livejournal.com
О да! А особенно — эпиграфы из Козьмы Пруткова!

Date: 2021-05-07 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Ой, а меня они как раз всегда раздражали. И в детстве, и сейчас. Вот это как раз — не моё...

Date: 2021-05-06 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] alexanderr.livejournal.com

> ... моя книга 1991 года...

да, книга замечательная. я ее читал и перечитывал бесконечное число раз. особенно в школе.
т.е. это было до 1983 года.

Date: 2021-05-06 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] alexanderr.livejournal.com

как интересно. вот только сейчас сообразил, что про спичку и звезду потом стало олимпиадной задачей на всесоюзной по физике. только вместо звезды там была муха и вопрос про размеры предмета на вытянутой руке. надо было сделать оценку. задача считалась одной из самых простых, но ее мало кто решил. в том числе и я не решил! это было досадно.

т.е. да, надо было оценить размеры зрачка, в этом вся идея

надо было мне внимательнее читать книжку

Date: 2021-05-07 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А я в 1992 уже закончил, то есть у меня это явно был последний класс :-)

Date: 2021-05-06 10:25 pm (UTC)
From: [identity profile] xxxxx.livejournal.com
хорошие у них там на луне вёсла, жаль байдарка в кадр не попала

Date: 2021-05-07 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Кстати да! Интересно, что имел в виду автор? :-)

Date: 2021-05-07 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] kalvado.livejournal.com
Я не очень понимаю сути этого ритуала, но геодезисты часто работают стаями — один с измериметром, смотрит на второго который держит какую-то хрень. Чаще это просто линейка, но иногда сприбамбасами — может чтобы проще было найти в оптике?
Например картинка:
https://stockagency.panthermedia.net/m/stock-photos/6777709/geodesist-measure-land-with-tacheometer-highway/

Date: 2021-05-07 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] xxxxx.livejournal.com
да нет, это просто победа космического коммунизма — и на луне воздвигнуть девушку с веслом

Date: 2021-05-07 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Точно! Оригинальное название же "Селенодезисты". Ты гений, Майк!

Date: 2021-05-07 01:38 am (UTC)
i_eron: (Halberdier)
From: [personal profile] i_eron
Да, она мне нравилась в детстве. Но, в отличие от Вас, мне точно понятно - я зануда по природе, а не из-за книжки.

Там задачи хороши именно воображением, которое не позволяет автору остановиться на минимуме, нужном для решения, а скачет дальше со всякими уточнениями, примечаниями и новыми направлениями мысли. Именно так работают хорошие инженеры, и именно это не нравится плохим начальникам - нет, чтоб просто решить проблему, они вечно лезут с неприятными мыслями о новых проблемах, к которым приведёт решение.

Date: 2021-05-07 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Интересное замечание :-) Я аж задумался — почему мне в итоге понравилась книжка, которая явно "физическая", "реальная"? Тогда как я никогда не разбирался и не любил разбираться ни в физике, ни в инженерии. Собственно, поэтому мои замечание "о, надо бы попробовать" и висят по 30 лет.

Date: 2021-05-07 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] snyders.livejournal.com
была такая, но что внутри не помню. Были более интересные научно-популярные книжки, например серия Эврика.

Date: 2021-05-08 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] janemouse.livejournal.com
Слушай, все такие умные тут, а я вот не читала эту книжку.
Про математику и физику — прекрасная задачка!

Date: 2021-05-09 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Как ты видишь, не все умные читали эту книгу. И наверняка, не все читавшие её стали / остались умными ;-) Не говоря уже о том, что никогда не поздно! Её с 1991 года, как я выяснил, ища иллюстрации, несколько раз переиздавали.

Profile

green_fr: (Default)
green_fr

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5 6 7 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 8th, 2026 05:15 pm
Powered by Dreamwidth Studios