green_fr: (Default)
[personal profile] green_fr
Прочитал, наконец-то, %subj% — это был первый роман Умберто Эко, который я не осилил с первой попытки. И со второй тоже. Настолько не осилил, что даже решил забить на следующий («Пражское кладбище»). Оказалось, что да, виноват таки язык — как я ни выпендриваюсь, называя свой французский «близким к родному» (не разговорный, конечно же), вот на таких романах разница просто в глаза бросается.
Там сюжет о том, как старый человек внезапно теряет всю личную память, память о себе. При этом память об общем (история, культура) у него осталась. И вот, пытаясь восстановить собственное «я», он едет в дом своего детства и копается там в старых книжках и пластинках, пытаясь представить, каким он мог быть. У него в голове постоянная каша из того, что он видит и слышит, из непонятно откуда лезущих цитат, из того, что говорят ему его родные или друзья. И эта каша и написана совершенно прекрасно, и переведена. Когда в какой-то момент на «кто там стучится в поздний час?» внезапно идёт ответ «конечно, я — Финдлей!», то у тебя внутри что-то дёргается. Специально проверил — французский текст Градского Бернса не цитирует, цитирует что-то своё, мне незнакомое.

И вообще, сама тема — копание в собственном детстве, поиск забытого — располагает к тому, чтобы читать книгу на языке детства. По крайней мере, сейчас я прочитал её практически на едином дыхании. Концовка (буквально десяток страниц) показалась невнятной, но весь роман отличный.
Опять же, постоянно возвращаешься в мыслях к своему дому детства. Как и герой книги, я с ним когда-то давно уже попрощался — отснял чуть ли не сотню фотографий, чтобы не забыть, как он выглядит, и забыл о них. А тут представляешь совершенно нереальную картину, когда возвращаешься туда, в дом, который до сих пор называешь «домом» (в Донецк, ага), копаешься в своих старых артефактах... Очень странное ощущение. Однозначно нельзя сказать, что «хочется», но при этом есть какое-то притяжение.
А ещё, герой читает свои книги, опрашивает своих друзей детства. А я подумал: а у нас для этого есть ЖЖ :-Р

Герой итальянец, росший во время второй мировой войны, поэтому у него предсказуемо много совершенно непохожего на наше детство. И при этом иногда он упоминает какие-то родные мне, но уже забытые вещи, вроде книжек, где картинки были на отдельных, чуть более твёрдых листах, и под каждой картинкой была приписана фраза из книги. И как обидно было, когда картинка попадала перед тем местом в книге, которое она иллюстрировала — мы тогда не знали ещё слова «спойлер», но с концептом были уже знакомы.
Или рассказывает про небьющиеся стаканы, которые я никогда в жизни не видел, но на всю жизнь (если не будет, как в книге) запомнил историю П., когда ему где-то на ВДНХ пытались продать небьющийся стакан, и в качестве рекламы бахнули его об асфальт — стакан разлетелся на тысячи маленьких кусочков. Стоит ли говорить, что ровно та же история приключилась с героем :-)

Ещё одна родная тема — герой книги по понятным с первых же страниц причине никого не узнаёт. Но он быстрее меня научился получать от этого удовольствие: «как приятно идти между незнакомцами без всякой обязанности узнавать их в лицо». С другой стороны, уже ближе к концу книги он описывает «будничное явление моих будней»: «Будто на рауте, где все лица знакомы, но не удаётся припомнить ни кто, ни где, ни когда и с кем. Страшный соблазн сунуть каждому ладошку с дружелюбным „Как дела, старик?“ — и тут же отдёргиваешь со смущением: попал впросак...» Это вот реально мой постоянный ужас — то ли поздороваться с кем-то, кого ты в итоге не знаешь, то ли пройти мимо кого-то, с кем знаком уже много лет.

Переводчица оставила много фраз на языке (языках) оригинала. Знание французского / английского традиционно очень помогает, но тут начали попадаться фразы, которые я не понимал, за которыми приходилось лезть в словарь. «De te fabula narratur» оказалось латынью = «история о тебе». А подходящего к контексту перевода греческого «οι νόστοι» я так и не нашёл до конца книги, когда обнаружил комментарии переводчика — оказалось, это старое «возвращение домой после пережитых опасностей», этим термином описывалось краткое содержание «Одиссеи», и от этого же слова произошла «ностальгия».
Одна откровенная лажа переводчицы (ну либо мне просто не понять её замысла): «Мой родной город строился, задумывался, планировался многими поколениями, привыкшими обитать между волком и собакой и придерживаться рукою стен. Только в тумане этот город обретает красоту и уютность». Насколько я понимаю, русскому читателю вообще непонятно, что это за волки с собаками, почему нужно держаться стены рукой, и при чём тут туман. На самом деле Эко использовал французскую идиому (не знаю, есть ли она по-итальянски, но по-французски автор говорил очень уверенно) «entre chien et loup» (дословно «между собакой и волком»), обозначающую не день и не ночь, а что-то среднее, сумерки. Время, когда визуально не отличить собаки от волка. Эко с севера Италии, туманы он ещё в «Баудолино» прекрасно описал — именно это имеется в виду. Тактильный город, в котором удобнее перемещаться наощупь.

Date: 2020-10-07 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] anjey.livejournal.com
"я не осилил с первой попытки. И со второй тоже"
Я когда-то пробовал читать Улисса по английски - застрял близко к началу.
Перешел на русский - застрял примерно там же. Бросил.

"картинки были на отдельных, чуть более твёрдых листах, и под каждой картинкой была приписана фраза из книги"
О! Совсем не помнил, пока ты не написал.

Date: 2020-10-07 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Ну да, знание языка - это не джокер, бывают объективно неперевариваемые книги :-)

А про картинки - я именно об этом, ага.

Date: 2020-10-07 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] zlyuk.livejournal.com
"Между собакой и волком", по крайней мере после одноимённого рамана Саши Соколова - вполне русское выражение.

Date: 2020-10-07 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Я нагуглил его, когда писал пост, но мне не показалось, что хоть какая-то доля читателей (не знакомых с французским выражением) знают смысл выражения...

Date: 2020-10-08 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] fima.livejournal.com
те, кто читал Сашу Соколова, знают :)

Date: 2020-10-07 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
Еще у Пушкина было:

Вечерняя находит мгла...
(Люблю я дружеские враки
И дружеский бокал вина
Порою той, что названа
Пора меж волка и собаки,
А почему, не вижу я.)

А.С. Пушкин. Евг. Онег. 4, 47.

Date: 2020-10-07 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Да, похоже это я погорячился обвинить переводчицу в халтуре. Оно и к лучшему, а то я уж удивился, от неё не ожидал настолько прямой кальки.

Date: 2020-10-08 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] zlyuk.livejournal.com
точно, спасибо что напомнили. наверное, оттуда и пошло - Пушкин любил галлицизмы-кальки. Где-то в прозе у него было "квадратный человек" по-французски, откуда наверное и в иврит попало.

Date: 2020-10-08 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
По-английски тоже square man.

Date: 2020-10-08 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А что это за "квадратный человек"? Я как-то не могу с ходу французское выражение вспомнить...

Date: 2020-10-13 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] zlyuk.livejournal.com
полез в источник, оказалось - латынь:
" Кроме сей маленькой слабости, которую впрочем относим мы к желанию под­ражать лорду Байрону, продававшему также очень хорошо свои стихотворения, приятель мой был un homme tout rond, человек совершенно круглый, как говорят французы, hommo quadratus, человек четвероугольный, по выражению латинскому — по нашему очень хороший человек."
("Отрывок")

Date: 2020-10-13 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
"un homme tout rond" явно слышал выражение, но сразу вот так и не сказал бы, что оно обозначает. Скорее знаю "tout rond" в смысле "ровно" (как после округления).

Зато вспомнил "Криминальное чтиво", сцену в баре, где Турман говорит Траволте "не будь [ ]":

Date: 2020-10-07 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] el-philippa.livejournal.com
Вы знаете, мне очень нравится читать ваши записи. Они затрагивают какие-то совсе другие, не повседневные слои, очень важные, но не насущные. И это важно.

Date: 2020-10-07 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Спасибо :-) Я стараюсь, как для себя пишу ;-)

Date: 2020-10-07 07:24 pm (UTC)
From: [identity profile] moonofnovember.livejournal.com
Только кладбище всё-таки пражское.

Date: 2020-10-07 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
О боже, я реально вздрогнул: что я там написал?! Немедленно правлю, спасибо :-)

Date: 2020-10-07 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] moonofnovember.livejournal.com
А пересказ "Одиссеи" в двух словах хорош, надо запомнить.

Date: 2020-10-07 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Надо, чтобы слушатель владел древнегреческим.
В принципе, если можно накладывать условия на знания слушателя, то пересказ "Одиссеи" может занять ровно одно слово: "Одиссея". Примерно как в анекдоте про поручика Ржевского, когда они анекдоты рассказывали по номерам :-)

Date: 2020-10-07 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
захотелось прочесть

Date: 2020-10-08 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Читать однозначно нужно бумажную версию, там много важных картинок по тексту. Я стрелял у нашей подруги, которая живёт в Viroflay - могу попросить продлить абонемент :-) Или познакомить вас, вы все очень классные!

Date: 2020-10-08 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Познакомиться всегда приятно :-))) И продлить абонемент неплохо. Только я не успею быстро прочесть. Работа из дома замедляет чтение :-))))

Date: 2020-10-08 12:24 am (UTC)
From: [identity profile] noyau.livejournal.com
"Царица Лоаны" у меня прошла легче всех книг Эко. После неё я очень ждала "Пражское кладбище" и сразу купила, и вот там завязла где-то в первой трети. Жду теперь, пока поумнею.

Date: 2020-10-08 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] fiafia.livejournal.com

Абсолютно аналогичная ситуация. "Лоану" проглотила, а "Кладбище" начала и "пока" отложила ("пока" уже много лет длится)

Date: 2020-10-08 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А ты на каком языке читала? Извини за нескромное предположение, что ты недостаточно знаешь французский ;-)

Date: 2020-10-08 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] fiafia.livejournal.com

На французском, на французском :)))) На итальянском замахнуться на самого Эко не осмелилась.
(Кстати, то, что я не могу читать в оригинале, я стараюсь читать в переводе на родственный язык. Испанцев - по-французски (итальянцев я читаю мало, стараюсь в оригинале, но если что - тоже по-французски), а поляков, например, по-русски. Задумалась о немцах... По-английски точно не буду их читать почему-то, буду по-русски или по-французски.)

Date: 2020-10-08 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Мне теперь страшно, я собирался достаточно скоро читать "Кладбище" ;-)

Date: 2020-10-08 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] noyau.livejournal.com
За исключением "Лоаны" у меня при чтении книг Эко возникает ощущение, что не хватает эрудиции. А при чтении Толстого - жизненного опыта. :-) С обоими факторами потихоньку становится легче, но жизненный опыт копится быстрее...

"На кладбище" я ещё не наработала. Хотя можно попробовать сунуть нос ещё раз.

Date: 2020-10-12 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] stanika.livejournal.com
Прочитала. Последний кусок вышиб меня из себя. Зачем??? Ну зачем такой потрясающий писатель выдумал такую чушь? Это "предчувствие" Джанни, и этот пафос про Лилу Сабу, и это потемневшее солнце... кошмар =( Такой красивый роман!


В моей электронной книге кстати есть очень много картинок, это классно, я страшно люблю модерн...

Date: 2020-10-12 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Ну вот у меня настолько хорошее отношение к Умберто Эко, что я - явно при тех же эмоциях, что у тебя - думаю не "зачем он написал такую чушь?", а "чего же я не понял в этом очевидно прекрасном тексте?" :-Р
То есть, дай мне волю, выкинул бы эту главу. Но гораздо лучше - верните мне Эко, чтобы я смог спросить у него, о чём это было?

Date: 2020-10-12 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] stanika.livejournal.com
ну да, да, у меня такое же хорошее отношение к Умберто Эко, просто самооценка завышенная видимо =)

Согласна с последним предложением, но блин... придется жить как есть... пока подожду следующую книгу читать. Или Маятник Фуко перечитаю еще раз, чтобы утешиться

Date: 2020-10-12 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Ну, "Маятник" - это вобще беспроигрышный вариант :-) Он у меня в колоде джокеров всегда лежит. Когда срочно нужно поднять плохое настроение.

Profile

green_fr: (Default)
green_fr

March 2026

S M T W T F S
1234567
8 91011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 02:00 pm
Powered by Dreamwidth Studios