green_fr: (Default)
[personal profile] green_fr
Интересная статья (кажется, [livejournal.com profile] katichka давала ссылку, но в мусорке что-то найти невозможно) про то, чем занимается наш мозг во время сна. Автор утверждает, что старые теории (мозг отдыхает, мозг фиксирует наработанные за день связи и пр.) неверны, мозг ночью переключается на другие задачи. Например — контроль внутренних органов.

Красиво описывает эксперименты, но мне, как чайнику, не понять, насколько теория серьёзна, либо это просто фрик (они встречаются и среди академиков, что там доктора наук). Но по-любому интересно и почитать, и попытаться продолжить мысль.


К вопросу о замечательных опечатках:
Он тогда руководил лабораторией кортико-висцеральных отношений в Институте Физиологии им. Иван Пигарев Павлова, большой специалист, хирург, который замечательно оперировал животных.
Очевидно, в оригинале был «Институт Физиологии им. И. Павлова», а в вопросах-ответах в конце статьи «И.» означало лектора. А перед публикацией стажёр нажал на Ctrl-H и заменил все «И.» на полную версию — «Иван Пигарев».
Алё, мы ищем корректора!

Date: 2014-07-02 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] p_govorun.livejournal.com
Он там утверждает, что недосып никак не действует на мозг (зато действует на кишечник и т.п.) Любой может убедиться, что у невыспавшегося человека мозг работает хуже.

Ну и кроме того, есть всякие экзотические случаи типа смерти мозга -- на внутренние органы это не влияет.

Date: 2014-07-02 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] katichka.livejournal.com
Он там вполне про это говорит, мне кажется.
Во-первых, еще как влияет: если убрать реанимационную аппаратуру, то клиент помрет примерно за пару суток.
Во-вторых, имеется в виду все же смерть коры: лимбическая система должны продолжать работать. Потому что если она перестанет - то и реанимационная аппаратура не поможет. А про кору он и не настаивает.

Date: 2014-07-02 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] p_govorun.livejournal.com
А какая там аппаратура-то? Я знаю искусственное дыхание (дыхание -- действительно функция мозга) и искусственное питание. А что там такого, что заменяло бы мозг?

В статье речь идёт именно о коре. Сны, восприятие внешних сигналов -- это функции именно коры.

Date: 2014-07-02 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Он чётко проговаривает, что использует это слово для упрощения изложения:
то, что на нашем рисунке названо словом «кора» – это только кусочек всех тех отделов центральной нервной системы, которые включаются во время сна в анализ висцеральной информации. Поэтому, конечно, название «кора» неудачно, со временем оно уйдет, но для людей, которые первый раз в жизни знакомятся с этой идеей, я думаю, не надо слишком удаляться в мелкие детали.

Date: 2014-07-02 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
По поводу влияние депривации сна на мозг - я не так понимал его текст. Он говорит, что нет разрушения мозга, в то время как ткани желудка разрушаются. По поводу работоспособности он сказал лишь то, что собаки, когда им после депривации давали отоспаться, вставали совершенно отдохнувшими.
То есть, он нигде не говорит, что мозг работает не хуже (может, он постоянно "отвлекается", пытается переключиться на более важное?).

А по поводу смерти мозга и т.п. он ответил в вопросах-ответах. В двух словах - внутренние органы не умирают после смерти мозга только у тех пациентов, которые лежат в больнице под капельницей, где 40 медсестёр вручную делают то, чем занимался по ночам умерший мозг.

Date: 2014-07-02 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] p_govorun.livejournal.com
Он говорит, что нет разрушения мозга, в то время как ткани желудка разрушаются.

Когда у человека разрушаются ткани желудка, он обычно это как-то замечает. Не одномоментно же желудок рушится.

А как можно заменить умерший мозг капельницей, не очень понятно. Мозг предназначен для сложных регуляторных действий, и осуществлять такие действия извне (если они нужны) нереально.

Date: 2014-07-02 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Постой, мы об одном и том же говорим?
В статье мужик пишет, что мозг, помимо всего прочего, контролирует ещё и работу внутренних органов. Подаёт им какие-то команды, чтобы они, не знаю, мылись, чистились, отряхивались. Без этого - язва, разрушение, смерть.
В случае смерти мозга - язва, разрушение, смерть, только если за тобой не будут присматривать медсёстры, которые займутся той самой мойкой, чисткой и отряхиванием.

При этом совершенно непонятно, ни какие сигналы мозг даёт, ни какие реакции. Но речь идёт не о замене мозга медсёстрами в вопросах сознания, мышления и пр. А только в вопросах контроля за работой и обслуживанием внутренних органов.

Date: 2014-07-02 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] p_govorun.livejournal.com
Подаёт им какие-то команды, чтобы они, не знаю, мылись, чистились, отряхивались.

Да, я именно об этом. Я там выше задал вопрос: какая реанимационная аппаратура используется для "подачи команд".

Потому что подавать команды, не имея интерфейса, невозможно.

Мозг -- это достаточно мощный управляющий прибор. Авторы статьи утверждают, что он используется для настройки внутренних органов восемь часов в сутки. Соответственно, чтобы обеспечить такую же настройку при неработающем мозге нужен прибор, сопоставимый по сложности (компьютер?) и интерфейс чтобы передать эти настройки в тело (уколы и прочее подобное для этого не годятся).

Если же контроль мозга за внутренними органами не требует всей его мощности -- возникает вопрос, что же тогда мозг делает во время сна.

Date: 2014-07-02 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] katichka.livejournal.com
Реанимационная аппаратура дышит и задает сердечный ритм.
Если у больного нарушена лимбическая система, то он не держит так же и температуру, и тонус внутренних органов, и вообще - ритм их работы, и тут да - уже вообще никакая реанимация не помогает.

Date: 2014-07-02 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] p_govorun.livejournal.com
Реанимационная аппаратура дышит и задает сердечный ритм.

Этим мозг (в той части, в которой это его работа) занимается всегда. Для этого сон не нужен.

Date: 2014-07-02 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] kalvado.livejournal.com
была такая неприятная история - в Техасе у беременной женщины случилась смерть мозга, это был громкий случай - можно найти.
Закон запрещает отключение аппаратуры у беременных, и ее оставили значит на реанимации. Через какое-то время пошли в суд, муж/вдовец и врачи вместе - за разрешением отключить таки. Плод все равно не развивался правильно. Ну и комментарии мужа - да, типа дышит - но даже за руку взять нельзя, сразу кости ломаются. И запах не-живого человека.. Уж не знаю, то ли ей недостаточно кальция вводили, то ли обмен пошел в разнос...

Date: 2017-07-19 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Если я не выспался, я могу впасть в ступор перед простейшей математической задачей. Я не могу вести занятия нормально, на какое-то время хватает (адреналиновой? не знаю) мобилизации (лучше на лекции, хуже на семинаре), потом она перестаёт работать. Убеждать меня, что недосып не влияет на работу мозга, это примерно как убеждать, что можно вообще ничего не есть, а чувство голода просто следствие привычки есть.
У меня вообще нередко возникает впечатление, что такими вещами иногда занимаются люди, не умеющие проводить самонаблюдение на простейшем уровне. Примерно как тот факт, что среди фонетиков немало людей с очень плохим фонетическим слухом, которые всецело полагаются на осциллограф (что неверно, потому что образ звука (и тем более фонемы) не прямо связан с его фурье-разложением). Я их встречал.

Date: 2017-07-19 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Ты полностью повторил тезис [livejournal.com profile] p_govorun - я могу повторить тебе свой ответ ему :-)
В том комментарии, на который ты отвечаешь, я подчёркивал, что я не говорю о том, что отсутствие сна не снижает работоспособность мозга. Я говорю, что оно не разрушает мозг.

Date: 2014-07-02 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] katichka.livejournal.com
Я давала ссылку, да.
Ко мне там в комменты пришло несколько вполне знатных психиатров и психологов - вот наше мнение, что не фейк, хотя часть выводов кажутся немного сомнительными в том смысле, что первично, а что вторично.
Во-первых, эксперименты вполне корректны. Во-вторых, его теория красиво объясняет множество никуда ранее не ложившихся (или плохо объяснимых) феноменов (например, почему у тяжелых шизофреников в некоторый момент сходит с ума вся соматика тоже, Но улучшается на галопиридоле; как большая соматическая семерка связана с работой сознания. и тд)
Кроме того, действительно непонятно: кто всем этим хозяйством рулит, и много еще другого, я уже все не помню, давно читала.
Так что хороший чувак, годный. Хоть и доктор :)))

Date: 2014-07-02 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А у тебя ссылка на ФБ осталась? А то я перелопатил до апреля (статья в мае вышла) - ничего не нашёл. А в ЖЖ, кстати, даже не догадался искать, помнил, где видел. Но в ЖЖ у тебя достаточно пустое обсуждение (http://katichka.livejournal.com/1191530.html)...

Date: 2014-07-02 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] katichka.livejournal.com
В фейсбучке, да. Должна бы быть, я не стирала...
Ну, и еще мы лично пообсуждали, на пси обществе...

Date: 2014-07-02 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] katichka.livejournal.com
Нашла на ФБ, запись от 6 мая. Там надо в настройках нажать "все записи", и не "самое важное", и тогда оно находится.

Date: 2014-07-02 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Научи меня как? Я открываю твою страницу (https://www.facebook.com/ekaterina.kadieva?ref=ts&fref=ts) (стену), и не вижу, где там можно куда-то нажать, чтобы было "всё", а не "только самое важное"...

Date: 2014-07-02 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] katichka.livejournal.com
слушай, я правда не знаю... Может, Сережу спросить?

Date: 2014-07-02 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] tapka.livejournal.com
Немного настораживает, что он публикуется только в русских или каких-то странных англоязычных изданиях, так что пабмед(стандартный поисковик по биологической и медицинской литературе) его практически не находит. Я помотрела перевод его последнего обзора на англиский, литературу он обозревает такую же. Практически все статьи или на русском, или опубликованы до 2000 года(есть и 60-80 годы) или написаны самим автором. А часто и то и другое вместе. В общем это какая-то локальная теория, замкнутая в себе, что мне, как не специалисту, сильно затрудняет оценку.
Но сама по себе теория интересная конечно.

Date: 2014-07-02 07:24 pm (UTC)
From: [identity profile] inverted-forest.livejournal.com
про опечатки - я однажды чуть не сдала перевод про Соединенные Штаны Америки
и ворд, конечно, никаких возражений не имел

Date: 2017-07-19 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Это не опечатка. Это просто отсутствие конечного прогляда текста. (Есть ли в р.я. слово "прогляд"? Нет, так будет). Опечатки - это когда очепятываешься, нажимая не на ту клавишу. Очень интересно подтверждаемое многими различие между очепятками и описьками. При печати у меня больше всего: замены звонких на глухие в русском, но не во фр. и англ. (что для меня подтверждает и так давно известный факт, что звонкие по-русски менее звонки), типа "кулять", и я это встречал и у других; замена "у" на "ы" и наоборот, реже, но это тоже фонетическое явление; и гораздо, гораздо реже - перепутывание порядка букв. На письме у меня ничего этого нет, а есть начало слова со второй буквы и пропуск букв (особенно в -tion, которое у меня систематически выходит -tin). Мой вывод - обучение письму, как более раннее, вывело письмо из прямой связи со звуковым образом, а на печати эта связь (у меня) сохранилась гораздо лучше.

Date: 2017-07-19 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Да, конечно, ты прав. Ме словарного запаса не хватило. Пускай будет "прогляд" :-)

Profile

green_fr: (Default)
green_fr

July 2025

S M T W T F S
   1 2 3 45
6 7 8 910 1112
1314 15 16 171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 19th, 2025 06:15 pm
Powered by Dreamwidth Studios