green_fr: (Default)
[personal profile] green_fr
Статья Хокинга зацепила примером адаптации мозга — утверждается, что если надеть человеку переворачивающие картинку очки, через какое-то время (быстро) мозг научится переворачивать её ещё раз, чтобы остальные ощущения от мира лучше накладывались на визуальные. Интересно, за какое время?

На мелочах я этот эффект видел на собственном примере — у меня два глаза не сводят изображения в одну трёхмерную картинку. И окулист, пытавшийся подобрать мне корректирующие очки, сказал, что мой мозг настолько привык видеть две картинки, что с любыми призмами он тут же делает усилие, чтобы развести картинки на привычное с детства расстояние.

Аналогично с балансом цветов — мы почему на фотоаппарате видим странные цвета при странном освещении? Потому что на самом деле они такие странные. А наш мозг выкручивает наш баланс белого так, чтобы картинка выглядела привычно. Вот и нам приходится вслед за мозгом выкручивать баланс белого у фотоаппарата.
Забавно, кстати, что тот же самый мозг, который подстроил баланс белого для комнаты, отказывается делать это (в той же мере) для экрана фотоаппарата или для отпечатанного кадра с изображением той же комнаты в тот же момент...

Но это всё простые случаи, с переворачиванием картинки мне как-то сложнее представить. У младенцев — да, а вот у взрослых...


Статья вообще о реальности окружающего нас мира. Начинается с байки о том, как в каком-то городе запретили сажать рыб в сферические аквариумы, ибо там у них искажается восприятие мира.
Сам Хокинг рассматривает науку — как поиск наиболее простых методов предсказания наблюдаемых нами эффектов реальности.

Мне очень понравилась поправка «наиболее простых» — я когда-то видел другую байку, кажется про Нильса Бора, приехавшего в СССР, которому задали вопрос, как лично он, Бор, оценивает верность той или иной теории. И его ответом было — внутренняя непротиворечивость системы и красота формул. Эта реплика вызвала негодование в зале, крики «е-рун-да!» :-)

Туда же вопрос о том, кто крутится вокруг кого, Солнце или Земля. Правильный вопрос — какая из двух систем позволяет проще правильно предсказывать наблюдаемые явления (просто правильно предсказывают они обе).

Или замечательный аргумент креационистов — Бог создал Землю несколько тысяч лет назад сразу такой, чтобы она выглядела на много миллионов лет, сразу с костьми динозавров, разложенных на «нужной» глубине.


А ещё, автор упоминает другие окружающие нас миры, Например, мир, как он видится после принятия LSD.
Интересно, у разных людей (или хотя бы после разных приёмов LSD одним человеком) этот мир один и тот же? Насколько имеет смысл говорить о его свойствах? Изучать их? «Физика LSD»?

Date: 2011-03-29 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] ildarkorea.livejournal.com
про адаптацию зрения есть много статей,
вот например из Nature

Body image as a visuomotor transformation device revealed in adaptation to reversed vision

http://www.let.kumamoto-u.ac.jp/ihs/hum/psychology/sekiyama/Nature407.pdf

Date: 2011-03-29 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] grave--digger.livejournal.com
Где-то у нас есть фильм BBC "Human senses", кажется. Там про переворачивание зрения был сюжет. Время привыкания - несколько дней, насколько я помню. Надо бы пересмотреть.

Date: 2011-03-29 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Заметь, не я первый это предложил!
К тому же, по моим данным, у тебя там как раз холодильник должен ломиться...

Date: 2011-03-29 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] grave--digger.livejournal.com
А я что? Я только за! :)

Date: 2011-03-29 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] zadiraka.livejournal.com
А когда и как ты выяснил, что твои глаза видят 2 картинки?

Date: 2011-03-29 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Всегда знал... Это примерно как «когда ты поняла, что у тебя две руки?»
То есть какой-то момент осознания был, но настолько давно, что никаких воспоминаний нет.

Date: 2011-03-30 01:29 am (UTC)
From: [identity profile] insead-hec.livejournal.com
Прочитав пост я подумал про иллюзию третьей руки, о котором на днях слушал передачу, и тут же увидел этот комментарий. Не уверен, откроется ли эта ссылка за пределами США, но попробуйте (здесь только аудио): http://www.sciencefriday.com/program/archives/201102253

А здесь немножко другая тема - как заставить перестать чесаться ампутированную руку (по этой ссылке можно и слушать и читать): http://www.npr.org/2011/02/14/133026897/v-s-ramachandrans-tales-of-the-tell-tale-brain?ps=rs

Date: 2011-03-30 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А я только сегодня утром читал про иллюзию третьей руки - мир не тесен, мир - точка!

Date: 2011-03-29 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] aguti-aka-jav.livejournal.com
Про баланс белого постоянно думаю во время выбраковки ныряльных фото.
Внизу все такое цветное, а на фото все синее. Даже с правильно выставленным балансом.

Date: 2011-03-29 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А что ты в таком случае называешь "правильно выставленным балансом"?

Date: 2011-03-29 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] aguti-aka-jav.livejournal.com
В фото есть выставление баланса по чему-то заведомо белому.
Для этих целей берем с собой белый пакет.

Date: 2011-03-29 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Так это же решает лишь часть проблемы — перекос освещения в нормальной среде (то есть в той, где есть более-менее все цвета в привычной пропорции). А тут второй эффект — перекос распределения цветов. Как в «Амели» или «Матрице», где всё было зеленоватое.

Date: 2011-03-29 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] aguti.livejournal.com
Про цветовую адаптацию мозга первый раз осознаешь, когда делаешь фотографии на глубине. Ведь реально видишь цветной мир, а фотографии синие-синие. Пока баланс белого не выставишь.
И еще про адаптацию. Когда привыкала к праворульной машине, мешало не столько непривычное расположение, сколько не точность переворота для коробки: мне казалось, что если бы переворот был зеркальным (то есть первая включалась бы где пятая), мне было бы быстрее привыкнуть.

Date: 2011-03-29 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Про коробки — люди разные, попробуй писать левой рукой. У кого-то получается писать нормально, у кого-то (у меня, например) — только зеркально. От чего это зависит — непонятно.

Date: 2011-03-29 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] aguti-aka-jav.livejournal.com
В праворульке получается быстрее переключиться... а вот как будет с мото ? - самому интересно :)

Date: 2011-03-29 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] aguti.livejournal.com
Мне легче писать зеркально, но и нормально могу.

Date: 2011-03-29 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] aguti.livejournal.com
Легче - потому что пишем слева направо, левой рукой это не так удобно. Больше никакой принципиальной разницы.

Date: 2011-03-29 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Ну, ты понимаешь, о чём я, да? Не конкретно о тебе, а о том, что люди разные.
У меня любимый пример из Фейнмана, когда он выяснил, что люди по-разному считают «про себя». Одни (как я) проговаривают числа, другие — представляют их визуально. Как следствие — первые не могут нормально считать, когда они говорят, вторые — когда они читают. Наоборот всё работает.

Так и с коробками, и с письмом левой рукой. У меня такое ощущение (не проверял), что одним людям удобно перестраивать лево и право «переносом» (то есть та же самая коробка, нормальное письмо и т.п.), а другим — отражением (зеркальная коробка, чтение текста на просвет и т.п.)

Идеально в машинах, кстати, было бы сделать переключение коробки с зеркального режима на прямой. Как мышки в компе: я когда переставляю мышку на левую руку (чисто так, плечи расслабить), я не переключаю кнопки на режим «для левшей», а есть люди, которые так работать не могут. В современных машинах, когда коробки могут переключаться уже не механически, а приводом, можно делать переключение режима.

Date: 2011-03-29 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] kalvado.livejournal.com
Дикие люди.. Вы еще скажите, что в машине 3 педали..

Date: 2011-03-30 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Естественно три, две педали - это велосипед!

Date: 2011-03-30 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] kalvado.livejournal.com
вот-вот, дикая страна европа..

Изучать их? «Физика LSD»?

Date: 2011-03-29 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] aguti-aka-jav.livejournal.com
Спасибо за ззаданный вопрос :) - нагуглил интересного
http://www.thegooddrugsguide.com/lsd/psychedelic.htm
"If the same person takes LSD repeatedly, each experience is usually completely different in its flavor and content. "

Date: 2011-03-29 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Но это ещё не говорит, что законы (физика) там каждый раз разные :-Р

подорвался на мине :)

Date: 2011-03-29 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] aguti-aka-jav.livejournal.com
wow ! Нас лечить надо !!!
http://www.thegooddrugsguide.com/cannabis/addiction.htm
"Many users compare their daily cannabis habit with dependency on caffeine (which is also an addictive substance). "

ЗЫ: анашу пробовал один раз - понравилось. С тех пор ее боюсь - IMHO очень легко подсесть.

Re: подорвался на мине :)

Date: 2011-03-29 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] kalvado.livejournal.com
Ну вот лет так 50 назад курило большинство населения..
Доживем ли мы до массовой компании против кофеина? Мой внутренний пессимист говорит "да"..

Date: 2011-03-30 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Опечатался? "Внутренний оптимист"?

Date: 2011-03-30 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] kalvado.livejournal.com
нет, именно пессимист.

Date: 2011-03-29 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] grave--digger.livejournal.com
Блин, LSD - единственная наркота, которую хочется попробовать. Испытать на себе, так сказать.

Date: 2011-03-29 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] aguti-aka-jav.livejournal.com
и ненароком словить "bad trip" :)

Date: 2011-03-29 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Так это он куски из Grand Design тиснул. Рекомендую собственно книгу.

Date: 2011-03-29 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Да, она у меня давно «в списке», всё никак не соберусь.

Profile

green_fr: (Default)
green_fr

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5 6 7 8 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 08:10 am
Powered by Dreamwidth Studios