Изучение России без России
Feb. 2nd, 2026 09:00 pmСтатья в Le Monde о том, что в Киево-Могилянской Академии открылось отделение по изучению России (приводят английское название кафедры, Russian Studies, на сайте академии я не смог разобраться). Направление российской культуры и литературы по понятным причинам вышло из моды, а вот политическое устройство России наоборот нужно изучать, чтобы успешнее ему противостоять. И чтобы участвовать в обсуждении России на мировых форумах, не оставляя россиянам эксклюзивное право говорить о них. Потому что да, война идёт не только в окопах, война идёт и среди интеллектуалов — война идей, война идеалов.
В программе есть курс по русской элите, курс по российским спецслужбам. Дипломатия, экономика, soft power, идеология, политика российского влияния на страны «Глобального Юга» — интересно было бы посмотреть программу целиком. Если кто-то найдёт на сайте, пришлите ссылку? Пишут, что программа составлялась при поддержке украинской разведки. Взаимовыгодное сотрудничество: академии нужны данные разведки, а разведка потом сможет воспользоваться аналитикой этой кафедры.
Отдельный курс про российскую политику на оккупированных территориях. Утверждается, что на этот учебный год записалось уже 300 студентов. Большинство, как утверждает профессор Могилянки, как раз из этих самых оккупированных территорий. Что регулярно переводит преподавание из чисто научной дисциплины в личную область.
Интервью с девчонкой, сначала изучавшей Россию в каком-то британском ВУЗе. Очевидно, что там программа чуть ли не про СССР с Толстоевским, отношение к нынешней России достаточно отдалённое. Девчонка мечтает доучиться в Киеве и вернуться в Великобританию, в частности менять там преподавание современной России. Другая провела часть детства в украинском посольстве в Японии, тоже мечтает иметь возможность поделиться с японцами своими знаниями об опасности, которую представляет собой современная Россия. Чуть дальше студентки рассказывают, что среди их однокурсников есть и те, кто не понимает, как можно изучать Россию, не впадая в русофильство. Которому, конечно, сейчас совсем не место в украинских ВУЗах.
Заголовок поста переводит название подкаста на схожую тему: как изучать Россию в условиях, когда контакт с предметом изучения практически невозможен?
В программе есть курс по русской элите, курс по российским спецслужбам. Дипломатия, экономика, soft power, идеология, политика российского влияния на страны «Глобального Юга» — интересно было бы посмотреть программу целиком. Если кто-то найдёт на сайте, пришлите ссылку? Пишут, что программа составлялась при поддержке украинской разведки. Взаимовыгодное сотрудничество: академии нужны данные разведки, а разведка потом сможет воспользоваться аналитикой этой кафедры.
Отдельный курс про российскую политику на оккупированных территориях. Утверждается, что на этот учебный год записалось уже 300 студентов. Большинство, как утверждает профессор Могилянки, как раз из этих самых оккупированных территорий. Что регулярно переводит преподавание из чисто научной дисциплины в личную область.
Интервью с девчонкой, сначала изучавшей Россию в каком-то британском ВУЗе. Очевидно, что там программа чуть ли не про СССР с Толстоевским, отношение к нынешней России достаточно отдалённое. Девчонка мечтает доучиться в Киеве и вернуться в Великобританию, в частности менять там преподавание современной России. Другая провела часть детства в украинском посольстве в Японии, тоже мечтает иметь возможность поделиться с японцами своими знаниями об опасности, которую представляет собой современная Россия. Чуть дальше студентки рассказывают, что среди их однокурсников есть и те, кто не понимает, как можно изучать Россию, не впадая в русофильство. Которому, конечно, сейчас совсем не место в украинских ВУЗах.
Заголовок поста переводит название подкаста на схожую тему: как изучать Россию в условиях, когда контакт с предметом изучения практически невозможен?
no subject
Date: 2026-02-02 09:39 pm (UTC)no subject
Date: 2026-02-02 09:47 pm (UTC)no subject
Date: 2026-02-02 10:15 pm (UTC)в принципе есть.. в архив ФСБ-- нет, конечно.
>Нет возможности встретиться с коллегами из России.
есть конечно ;) РФ на таких мероприятиях обычно представляют люди вроде декана МГИМО, вылетело его фамилие.. Ну в общем Мединский-2
no subject
Date: 2026-02-03 02:18 am (UTC)честно нажал на линк, и тут же отвлекся на искусство ...
L’affaire Deborah de Robertis divise le monde de l’art
no subject
Date: 2026-02-03 10:57 am (UTC)хм.. как далеко зашло.
ТВ Чили лучше придумали: разные девицы копировали Шарон Стоун из известного фильма, впечaтляеть :)
no subject
Date: 2026-02-03 04:35 pm (UTC)во-первых, это как бы защита интеллектуальной собственности преподавателей (конкурирующие вузы любят заимствовать идеи)
во-вторых, в самой Могилянке программа курса часто меняется каждый год (что-то пересмотрели, что-то выкинули за неактуальностью)
no subject
Date: 2026-02-03 11:52 pm (UTC)Напоминает советский анекдот "Я тоже могу крикнуть на Красной Площади "Рейган дурак".
no subject
Date: 2026-02-04 12:43 pm (UTC)no subject
Date: 2026-02-04 04:33 pm (UTC)Я не знаю, что такое "современная Украина", это словосочетание имеет как минимум 3 разных определения.
Но если говорить о современной украинской власти, то для неё современная российская власть не враг. В каких-то вопросах соперник, в каких-то конкурент, в каких-то деловой партнер, в каких-то помощник, но термин "враг" здесь точно неуместен.
Если это враг, почему не было ни одного удара по Банковой и Грушевского? Почему вместо этого лупят по многоэтажкам? Почему углеводороды идут по трубе через линию фронта?
no subject
Date: 2026-02-04 05:08 pm (UTC)