green_fr: (Default)
[personal profile] green_fr
В последние дни все встреченные на улице соседи предсказуемого спрашивают «ой, Саша... как вы? а семья ваша там? и как?»
Мы с Анютой решили воспользоваться ситуацией и разнести всем соседям FAQ — наши ответы на вопросы о том, как мы видим происходящее. В основном потому, что нам кажется неправильным молчать в такое время. Опыт Анюты — она чуть ли не в первый день войны разослала коллегам короткий мейл, и получила на него кучу ответов, — говорит о том, что люди действительно удивляются, когда их знакомые, явно затронутые проблемой, молчат. В этой культуре принято скорее говорить.

Сели, набросали текст. Переводить текст целиком не буду, чтобы не получилась «методичка». Ну и чтобы не переводить тему поста с процесса на результат. Потому что я действительно рекомендую всем русским и украинцам за рубежом попытаться как-то сформулировать свою точку зрения, оформить её в виде текста и поделиться с окружающими. Не обязательно, чтобы наши с вами мнения совпадали — у каждого своё мнение. Просто, чтобы у людей здесь был контакт не только с «русскими» и «украинцами» из телевизора. Мы — настоящие, и мы не всегда такие, какое на нас клише. Ну и вообще, неправильно оставлять формирование общественного мнения «профессионалам».

В какой-то момент испугался — стоит ли? Не лезу ли я к людям со своими вопросами-ответами? Кто я такой, иль право имею? А потом подумал — какого чёрта? К нам в ящик один сосед постоянно бросает листовки о концертах его хора, другой — о распродаже гусей на ферме у его сестры. И что? Меня не интересует — я выбрасываю эти их листовки. Их не заинтересует — вот пускай и они выбросят мой спам.

Вот наши вопросы. Если они вам кажутся странными — имейте в виду, практически все они — реально FAQ:
* Ваша семья там?
* Есть какая-то разница между русскими и украинцами? (до войны были формы «это правда две разные страны?» и «правда два языка? похожие?»)
* Что это за «самопровозглашённые республики»?
* Почему Путин напал на Украину? Как он это объясняет? (очень хотелось увести людей с простой точки зрения «да он просто маньяк», из которой тут же следует «все поддерживающие его — идиоты»)
* Как в этом всём замешано НАТО? (тут расскажу анекдот. отдаём нашу листовку одному из соседей прямо в руки. он такой — да-да, спасибо! я, в принципе, внимательно слежу за событиями. то есть я и так в курсе. но не помешает, да, спасибо. о, кстати да, вот про НАТО хороший вопрос. Украина, она же в НАТО, я правильно помню? — в этот момент сосед видит наши округляющиеся глаза и старается исправить положение — а, да, точно, нет, не в НАТО. вспомнил. она не в НАТО, но при этом в ЕЭС! — да, мужик, почитай. хуже тебе от этого точно не будет)
* Русские поддерживают войну? (в сегодняшнем отчёте нашего макроэкономического отдела этот вопрос задавался дважды. это действительно один из самых важных сейчас вопросов)
* И что теперь будет? (вот этот вопрос не из FAQ, никто нам его, конечно, не задавал. но мы подумали, что если уж кто-то и дочитает до конца — грех не вывалить на него нашу пропаганду о необходимости санкций)

Распечатали 120 экземпляров, пошли разносить. Анюта: ну что, на манифестации мы уже были, теперь листовки печатаем, что дальше? Коктейли Молотова? И действительно, прямо вот терминология пламенных революционеров времён борьбы с царизмом. Смешно, но смысл во всём этом я всё равно вижу. Несмотря на то, что «люди читают жопой» — да, половина всё равно ничего не поймёт, но мы хотя бы попытались. Не говоря уже о другой половине.

Ну и объективно — тут же посыпались мейлы в ответ. При том, что мы ни телефона ни мейла в листовке не оставляли, чтобы не напрашиваться на ответную реакцию — но соседи всё-таки друг друга знают, нашли кто мейл, кто телефон. Все благодарят, говорят, что им было интересно знать наше личное мнение. Кто-то говорит, что стеснялся звонить и спрашивать — и так де мол у нас есть чем голову занять. Человек 5 спросили, как можно помочь — но это вообще частый вопрос, здесь очень развитая культура помощи при любой катастрофе. На этот вопрос я никак не отвечаю, потому что у меня у самого какой-то блок стоит на помощь через незнакомые мне фонды и ассоциации. При том, что коллеги мне потом рассказали, что у них в городах уже начали сбор беженцам (вещи, личная гигиена, спальные принадлежности), и они уже что-то туда отнесли. Ну вот и славно.

Date: 2022-03-02 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com
Это очень здорово!

Date: 2022-03-02 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Интересно а какой ответ на предпоследний вопрос?

Date: 2022-03-02 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А вы бы как ответили?

Date: 2022-03-03 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Ну мне интересно как это видится снаружи. Изнутри мне кажется есть три категории — категорически против — очень большая но возможно не большинство, категорически за — явное меньшинство и те кто против самой войны, но отчасти думают, что она оправдана — таких тоже много, возможно больше чем первых.

Date: 2022-03-03 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Мы говорили скорее о двух категориях ("за" и "против"), не вдаваясь в оттенки. О том, что они есть обе, что у нас лично есть друзья из обеих категорий. И что оценить пропорцию невозможно из-за страха в России репрессий, ну и самих репрессий.

Date: 2022-03-03 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Так всё же больше против однозначно. Нормальных людей больше.

Date: 2022-03-03 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com
На самом деле третья категория, из перечисленных выше, очень важна. Потому что с одной стороны эти люди не будут выступать против власти и поддерживают признание ЛДНР. Многие из них действительно ощущают (накачанную, имхо, но это неважно) опасность расширения НАТО.
А с другой стороны эти люди не садисты и не больные отморозки, никто из них не радуется разрушенным жилым домам в Киеве, и они так же против тех военных действий, что происходят сейчас. Но как можно было по другому, они не знают.

Date: 2022-03-23 09:04 am (UTC)
e2pii1: (Default)
From: [personal profile] e2pii1
B 1914 многие были с энтузиазмом за, но к 1917 энтузиазм поувял и царь легко слетел

Date: 2022-03-03 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Особенно интересно это в связи с пропогандой санкций в последнем вопросе. Очевидно, что санкции сильно не повлияют на позицию первых, совсем не повлияют на позицию вторых и могут повлиять в сторону оправдания войны в позиции третьих. Я лично на первой позиции, но количество санкци, против людей которые не могут повлиять на ситуацию и не разделяют принципов, начинает заставлять прислушиваться к позиции третьих.

Date: 2022-03-03 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А про санкции я писал (https://green-fr.livejournal.com/934645.html) в контексте нашего плаката к манифестации. Лично у меня это не инструмент убеждения, это инструмент принуждения. Смысл в том, чтобы либо разрушить российскую экономику до такой степени, чтобы закончились деньги на танки. Либо — есть руководство России решит всё-таки финансировать танки за счёт денег своих граждан — мотивировать граждан каким-то образом прореагировать против производства танков за их счёт. Переубедить кого-то идейного санкциями конечно же не получится.

Date: 2022-03-03 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Ну тут и то и другое утопично. По первому танки уже есть, по второму война по любому за счет граждан, в том числе и благодаря санкциям, только граждан никто не спросил начиная войну и никто тем более не спросит продолжая.

Date: 2022-03-02 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] el-philippa.livejournal.com
Мне было бы интересно прочитать вашу методичку целиком. Не только вопросы.

Date: 2022-03-03 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] el-philippa.livejournal.com
Чтобы узнать.
Чтобы ещё раз подумать и посмотреть на происходящее глазами другого человека и понять мотивы, которые рождаются не в моей голове.
Я причисляю себя к целевой аудитории, для которой вы и создали эту листовку. И в то же время мне интересно самой ответить на эти вопросы. На многие вопросы листовки мои ответы не будут ответами кристального шара. Слишком много переменных. Мои ответы скорее всего выльются в вопросы следующего уровня, как результат размышления о переменных.

Date: 2022-03-02 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] nadinefrancaise.livejournal.com
Я рассказываю при личных встречах. Мне кажется что людям важно знать информацию не из телевизора а от тех, у кого друзья сейчас под бомбардировками в Харькове и Киеве :((((

Date: 2022-03-02 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Я не сильно общительный человек, с начала войны поговорил максимум с парой коллег и несколькими соседями. Не считая часов по телефону — но мы не об этих людях :-)

Date: 2022-03-03 02:56 am (UTC)
From: [identity profile] och.livejournal.com
Ничего себе "не сильно общительный человек", лично разносящий листовку сотне людей :-)

Не знаю, это нааерное действительно нужное дело, лично я бы не решился. У меня давно крепкое убеждение, что всем глубоко пофиг, и лезть с обьяснениями как-то пропало желание еще в 2004-2005. В 2014 было помню тоже что-то рассказывал коллегам за обедом, но хорошо помню отваливающиеся взгляды после первых 3мин. Хотя может это я просто нудный и не умею интересно/эффектно рассказать.

Сейчас просто отвечаю тем, кто спрашивает — конкретно о себе и о семье. Обычно обмен сообщениями состоит из двух реплик — вопрос-ответ и асе.

Хотя на удивление, всплыли люди, с которыми не виделись уже лет 10 и больше (см выше про всем пофиг) — похоже, во франции действительно эта тема в мейнстриме, в предыдущие разы такого не было. Вернемся на континент в понедельник, станет наверное яснее.

А ответы ваши действительно интересно почитать — во-первых, я и сам не знаю, как ответить чуть ли не на половину из вопросов, а во-вторых, внятное разложение по полочкам позиции, совпадающей с моей — всегда интересно!
Edited Date: 2022-03-03 03:09 am (UTC)

Date: 2022-03-03 06:10 am (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com
Рассказывать за обедом - совсем не то, что разносить листовки.
Во-первых, разный жанр. Вообще рассказывать так, чтобы большой аудитории было интересно слушать, про что угодно, хоть про динозавров - это отдельный талант. К тому же, писать в спокойной обстановке письменный текст интроверту гораздо комфортнее, чем говорить спонтанную речь.
Во-вторых, речь за обедом направлена ко всем. Вы заметили несколько отвалившихся взглядов - уже дискомфорт.
А листовка - вот автор заранее готов морально, что половина и читать не захочет. Зато вторая захочет, тогда, когда им удобно, в том режиме, как им хочется. Как бы уровень насилия над получателем информации совсем другой.

Date: 2022-03-03 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Ой, какая хорошая формулировка про "уровень насилия над получателем информации"!
Я в своё время ЖЖ открыл именно с такими мыслями. Что мне неловко рассылать свои письма друзьям (контекст: только уехал во Францию, хочу сохранить контакт), а на блог они могут сами подписаться.

Date: 2022-03-03 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Общительный бы позвонил в каждую дверь :-)

Про всем пофиг и неловко — однозначно! Но я же говорю, если про хор люди не стесняются спамить — почему нет? Опять же, выборы — считаем это предвыборной агитацией, пока ещё не знаю, за какого кандидата. Я, в принципе, и так собирался в это время волонтёрить перед выборами. Да спам, да политический.

То, что эта тема в мейнстриме — ты не представляешь :-) Я подписан на ежедневный дайджест основных новостей от Le Monde, там до раздела "прочее" ни одной (!) новости не про Россию с Украиной. И половина "прочего" тоже про Россию с Украиной. Это совсем не похоже на 2014 год.

Date: 2022-03-02 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] blackibis.livejournal.com
Тоже очень интересна вся методичка с ответами. Хотя бы не личная часть)

Date: 2022-03-02 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Зачем?

Date: 2022-03-02 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] shufel.livejournal.com
присоединюсь к просящим ответов

Date: 2022-03-03 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] shufel.livejournal.com
Вы хорошо излагаете, интересно, как вы сформулировали.
Да и практически может пригодится — коллеги-израильтяне вопросы задают.

Date: 2022-03-02 09:05 pm (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
/* Почему Путин напал на Украину? ....* И что теперь будет? /

Хотел бы я знать.

Date: 2022-03-02 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А ты сам как бы ответил?

Прости, перечитал и понял, что неправильно понял твой комментарий. Да, оба ответа у нас начинались на "хрен его знает, хрустальный шар сломался". Но это и не вопросы о конкретном сценарии, людям вообще интересно, какие варианты впереди. Например, о беженцах они точно не все думают. И о ценах на нефть тоже.
Edited Date: 2022-03-02 09:33 pm (UTC)

Date: 2022-03-02 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
В том-то и дело, что вариантов много.

Date: 2022-03-03 06:06 am (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com
Но тем не менее, есть же какая-то официально озвучиваемая риторика, которая кажется достаточно рациональной большому количеству россиян. Предположить, что все они просто злобные садисты, конечно проще, но неосмысленно.

Date: 2022-03-03 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Именно это мы и описали, с примечанием, что мы по этому поводу думаем. Анюта говорит, что ей ответили "спасибо, теперь мы понимаем, что рассказывают по ТВ" — потому что правда же постороннему непонятно, почему Путин на вопрос "что вы делаете на Украине?" отвечает что-то там про НАТО, если Украина — они проверили в Википедии — не состоит в НАТО. Всегда нужно знать и понимать точку зрения оппонента, иначе получается разговор глухого с тупым.

Date: 2022-03-03 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com
Вообще это очень нетривиально донести, что люди, поддерживающие признание ДНР, не дикари и отморзки по своим человеческим качествам, а просто имеют другую информационную картину мира. Что вот для них такие-то и такие-то сообщения, в российском инфополе, весомы и выглядят достоверными и важными.
Но это ж в двух словах в листовке, наверное, не изложить.

Date: 2022-03-03 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
У нас не было цели убедить соседей в том, что люди, поддерживающие признание ДНР правы :-) А только цель убедить, что они существуют — и тут фразы "я их знаю" вполне хватает. Если соседи сами меня знают и мне верят.

Date: 2022-03-03 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com
Нет, у меня не было в мыслях предложить вам такую цель.
Мое предложение было донести, что такие люди есть, и что это люди, а не бандиты типа братков 90х, которым только дай в руки пистолет — всех перестреляют.

Date: 2022-03-03 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] postumia.livejournal.com
Молодцы, это очень важно. И для себя и для друзей и для соседей.
Я тоже, когда со студентами говорила, специально старалась не готовиться, чтобы не вышла "методичка".

Date: 2022-03-03 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] voldemar.livejournal.com
О, спасибо за подсказку, Саша!
В такой форме написать один раз будет проще, чем формулировать каждый раз при личных разговорах!

Date: 2022-03-03 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] an-embrace.livejournal.com
У меня еще спрашивали "Донецк — это Россия или Украина?" И "правда, что Донецк это город такой? (Я думаю. тут была путаница с областью и городом)" Когда один в Фб написал, что Донецк всегда был под контролем СССР, а я мягко объяснила, что Донецк БЫЛ городом в СССР безо всякого контроля, меня на удивление вежливо остальные комментаторы поблагодарили за объяснение.

Date: 2022-03-03 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] employee10.livejournal.com
В Госдуме одобрили законопроект о наказании за фейки о ВС РФ с максимальным сроком наказания до 15 тюрьмы.
Законопроект об уголовном наказании за фейки о действиях российских вооруженных сил одобрен профильным комитетом Госдумы:
• за заведомо ложные фейки - штраф от 700 тыс до 1,5 млн рублей, либо до 3 лет колонии
• за заведомо ложные фейки, созданные должностными лицами, организованной группой, с искусственным созданием доказательств или по мотивам ненависти или вражды - штраф от 3 до 5 млн рублей, либо от 5 до 10 лет колонии
• за заведомо ложные фейки, повлекшие тяжкие последствия - от 10 до 15 лет колонии
• за призывы к воспрепятствованию использованию российских войск для защиты интересов России, поддержания мира и безопасности (если ранее в течение года нарушитель привлекался за это к административной ответственности) - штраф от 100 тыс до 300 тыс рублей или до 3 лет колонии

Date: 2022-03-03 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Это вы к чему тут написали? Вам кажется, ваш текст имеет какое-то отношение к моему посту, или окошком ошиблись? :-)

Date: 2022-03-03 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] employee10.livejournal.com
Не глянул в профиль...

Date: 2022-03-03 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Так а какая разница, где я живу? Я же не распространяю фейки о ВС РФ — этот законопроект ко мне же не относится.

Date: 2022-03-04 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] employee10.livejournal.com
Вы за Россию?

Date: 2022-03-04 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Конечно, я за Россию, что за странный вопрос? У меня там родственники, друзья. Да я сам гражданин России. Конечно же я за богатую, процветающую, развивать и свободную Россию. Чем лучше там будет жить людям — тем лучше!

Date: 2022-03-05 03:28 am (UTC)
From: [identity profile] employee10.livejournal.com
Мне непонятен посыл Вашего поста, поэтому и "странные вопросы" по системе "свой - чужой". Понять хочу, с кем говорю...

Date: 2022-03-06 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
И как, "свой"?
Пост нарочно нейтрален, я не хочу публиковать "методичку". Я о том, чтобы все говорили свою точку зрения своим друзьям и соседям. Вот вы, например — в рамках этого поста мне не так важно, согласны ли вы с какими-то моими мыслями по поводу войны. Мне важно, чтобы вы, например, тоже сформулировали то, что думаете лично вы, и рассказали об этом людям, которые знают лично вам. А не оставили их смотреть тот или иной "телевизор". Ну и вы сами в ответ получите реакцию от людей, которых знаете лично, а не из "телевизора".

Date: 2022-03-06 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] employee10.livejournal.com
Я мизантроп...

Date: 2022-03-08 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] janemouse.livejournal.com
интересная идея с таким вот текстом в стиле "вопрос-ответ"
я бы, кстати, тоже посмотрела из любопытства ответы, мб под замком, если не хочешь троллей

Profile

green_fr: (Default)
green_fr

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5 6 7 8 910
11 121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 12:19 pm
Powered by Dreamwidth Studios