Notre-Dame

Apr. 16th, 2019 09:18 am
green_fr: (Default)
[personal profile] green_fr
Я вчера вечером случайно оказался около Нотр-Дам — возвращался домой из Pompidou, а на небе совершенно сюрреалистический, ярко-жёлтый дым. Первая мысль — перформанс. Ну не может же и вправду что-то настолько мощно гореть в центре Парижа. Не средние века, чай. Гадал только — «официальный» перформанс, или какие-то активисты на крышу забрались, откуда их сейчас полиция выгоняет.
А потом я увидел шпиль в огне...
Я не стал оставаться на месте. И сам я не большой любитель коллективных эмоций. И не хотелось давать лишней работы полиции — они, бедные, и так в какой-то безумной спешке отгораживали перметр безопасности, эвакуируя всю эту вавилонскую толпу. Подумалось даже — если это теракт, то логично сейчас ожидать цепочки терактов по всем остальным местам Парижа, откуда полицию стянули в центр города.

Ехал домой — ни читать не мог, ни радио слушать (в «Книжном базаре» Галя Юзефович как раз про «Столпы земли» затянула, о том, какой это прекрасный роман, и как они все вместе строили замечательный собор). Но и с самим собой оставаться не хотелось. Я совершенно не любил ходить внутрь Нотр-Дама, но хочешь-не хочешь, это — кусочек тебя, кусочек твоей жизни, кусочек твоей цивилизации.

Когда я впервые приехал в Париж, [livejournal.com profile] greenadine вывела меня на Saint-Michel-Notre-Dame, развернула к Нотр-Даму и торжественно сказала: вот он, Собор Парижской Богоматери. Как всякий воспитанный мальчик, я впечатлился и спросил, как называется вторая башня. Потому что для меня в тот момент «Собор Парижской Богоматери» был только романом Гюго. И фразой из «Напарника».
Наверное, в том же году мы с Наденькой поднялись наверх, на башни. Перед самым закрытием, Солнце уже садилось, где-то на острове играли барабанщики, а я стоял, привалившись к стенке собора, и не мог поверить, что это я, что я здесь и сейчас. [livejournal.com profile] sasmok вчера вдруг поняла, что она так и не поднималась ни разу на собор — там всегда были такие толпы туристов, успеется ещё, куда спешить?

Мы совсем недавно разговаривали о сложном выборе во время войны, когда ты можешь спасти пару людей — или одну картину. Вывезти евреев из концлагеря — или спасти Джоконду из огня. О том, как не хочется, чтобы тебе пришлось в этой жизни принимать такое решение. И как здорово, что нашлись люди, за тебя принявшее решение спасти Джоконду, да или тот же самый Нотр-Дам. И я говорил — у меня есть друзья, которым больнее видеть страдающих животных, чем страдающих людей; а у меня то же самое с произведениями искусства. Разрушенный Хорсабад, сгоревший музей, теперь вот Нотр-Дам.
Слов нет. Ком в горле. Ощущение ужасной глупости от необратимости происходящего. Дайте мне Crtl-Z, откатите время на 10 минут, я всё исправлю.

А ещё страшно ждать результатов расследования. Даже хочется, чтобы это оказались какие-то террористы — с ними мы и так уже «воюем». Но ведь вряд ли. Окажется какой-то раздолбай-строитель, забывший выключить обогреватель. И вряд ли его будут звать Жан Дюпон. Я вчера внезапно представил, что этот строитель окажется Васей Петровым, и растянувшиеся на многие годы «шуточки» по поводу «это же ваши нам тут собор сожгли?»

А ночью задумался — интересно, кто страховал этих строителей? Не мы ли? :-)

Ещё вчера мы рассматривали собор (была экскурсия по мостам Парижа), позавчера показывали его друзьям (сложите руки домиком — это готика. чтобы оно не упало, вот здесь у нас должны быть арк-бутаны — сейчас мы обойдём собор и увидим их) и рассказывали, как ему повезло во время второй мировой войны. А на прошлой неделе ездили в Руан, заходили в Руанский собор и вспоминали ужасные фотографии 1944 года — тоже сердце сжимается, когда представляешь себе реакцию живших тогда людей.

Date: 2019-04-16 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] tata-akivis.livejournal.com
Саша, спасибо.

Я услышала: "Нотр Дам горит!" вчера вечером в гостях.
Первая моя реакция была: "Не может быть, это фейк!"
И тут я вспомнила точно такую же свою реакцию 11 сентября.

Так называемая действительность превосходит любые фантазии. ((

Date: 2019-04-16 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
У меня 11 сентября вообще была реакция - господи, почему мне все об этом рассказывают? Какая мне разница? Неужели они думают, что это меня может касаться?
Edited Date: 2019-04-16 08:48 am (UTC)

Date: 2019-04-16 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] tata-akivis.livejournal.com
Здесь хочется процитировать, прости за банальность, Джона Донна:
"Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе".

Date: 2019-04-16 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Так теперь это очевидно :-) Я скорее к тому, насколько лично я повзрослел за эти 18 лет.

Date: 2019-04-16 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] frau-baraban.livejournal.com
вот Саш, такие же мысли про террористов возникли. хотя одинаковое еканье и тошнотворное ощущение пустоты где-то внутри, что от версии террористов, что от Жана Дюпона. Глупость. Невозвратимость.

Date: 2019-04-16 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] xxxxx.livejournal.com
а если послезавтра прочтёшь в газете, что это таки Павленский поджёг, что подумаешь про искусство?

Date: 2019-04-16 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Ты знаешь, это, наверное, было бы самым прекрасным объяснением происшедшего :-) Аж даже жаль, что мне самому такое в голову не пришло. Спасибо!

Date: 2019-04-16 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
Да, у меня примерно такие же чуства по поводу террористов и строителей.

А еще сегодня какая-то тетенька по франскул/Fabrique de l''histoire сказала, что вот уже говорят, что потребуются десятилетия на восстановление. Да русские Собор Христа Спасителя за 4 года построили. А я про себя добваил, что китайцы смогут и за полгода.

Date: 2019-04-16 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
У меня есть знакомый, которой долго курировал крупные стройки с юридической стороны.
Он как раз недавно рассказывал, что чаще всего пожары начинаются во время строительно-ремонтных работ.
Особенно на крыше....
Вторая причина - неисправная электрика.
Я вчера новости включала-выключала, не могла на это смотреть!
Потому что, пожар потушить быстрее в 21 веке не могут, а вот на весь мир показать - пожалуйста. ((((

Date: 2019-04-16 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Я в компании работаю, которая специализируется на страховке строительства. И наши клиенты порой подсовывают совершенно, казалось бы, немыслимые варианты :-)
Мой любимый случай (https://green-fr.livejournal.com/122414.html).

Date: 2019-04-16 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Так вы специалист!!!
С шурупами - чудесно!
А что-то про причины возгорания уже известно?

Date: 2019-04-16 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
(меня можно и проще на "ты")
Про причины - ждём, что полиция расскажет.

Date: 2019-04-16 10:26 pm (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Хорошо, договорились!!

Date: 2019-07-03 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] virginian.livejournal.com

Так оно и есть. Именно во время ремонта в МОМА сгорели «Кувшинки» Моне.

Date: 2019-04-16 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] stanika.livejournal.com
Я тоже, когда увидела этот - в инстаграме сначала - подумала "это фейк". Это наверняка фейк. Это не может быть в 2019 году. И где-то конечно меня утешает мысль о том, что собор в 20 веке выглядит совсем иначе, чем в 12, что он много раз горел, разрушался, перестраивался, и сейчас перестроят, и будет красота опять, и можно будет подняться на башни, тем более, что они-то как раз устояли. И все-таки... все-таки...

Date: 2019-04-16 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] irbisa.livejournal.com
Нотр Дам как раз ни разу не горел за все 850 лет. Удивительно даже.

Date: 2019-04-16 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] stanika.livejournal.com
вот и пришло время =(

Спасибо за комментарий, я когда отправила, подумала - вообще-то, кажется, Нотр-Дам не горел. Теперь точно знаю

Date: 2019-04-16 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] igparis.livejournal.com
Даже хочется, чтобы это оказались какие-то террористы — с ними мы и так уже «воюем».
---------------------------Ну да, которые невидимый миру самолёт направили на Пентагон...
Ну, да, конкретно с теми самыми воюем... мы...
Бомбами засыпали террористов, а они ещё пуще.
(али не тех засыпали?)

Date: 2019-04-16 01:47 pm (UTC)
a_p: (Default)
From: [personal profile] a_p
да, похожее чувство.

А, кстати, ты знаешь, каким образом Сен-Шапель обходится без аркбутанов?

Date: 2019-04-16 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Нет! И даже не обращал внимания, что их там нет, настолько она зажата между другими зданиями.
Потому что у неё перемычка между этажами?

Date: 2019-04-16 05:26 pm (UTC)
a_p: (Default)
From: [personal profile] a_p
Нет, перемычка не спасёт - если рассмотреть верхний этаж отдельно, она же просто пол. Не заметить, мне кажется, трудно - путь ко входу проходит вдоль боковой стены. Кстати, необходимость вписать здание в тесный двор королевского дворца и была трудной частью техзадания. (это мой любимый чгк-стайл вопрос знакомым, когда я их туда вожу). Так вот, если присмотреться (особенно снаружи) можно заметить два опоясывающих железных ремня; их можно принять за несколько толстоватую границу между уровнями витражей, - но нет, это силовые элементы, стягивающие колонны и не дающие стенам развалиться.
(источник инфы - мужик, пишущий дисер по тамошним витражам; он давал разъяснения публике на Журне-де-Патримуане).

Date: 2019-04-16 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Отлично, спасибо!

Date: 2019-04-16 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] pucholik.livejournal.com
Спасибо, что написал! Я вчера несколько раз за вечер порывалась вам написать

Date: 2019-04-16 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] ritamustard.livejournal.com

Да, у меня те же ощущения, и тоже подумала, ну не первое ж апреля уже, чего они( вроде я всегда довольно равнодушно относилась к Нотр-Даму, тоже была ну от силы два раза внутри и никогда не поднималась, а вот смотреть, как он горит, прям слезы подступают, обидно, что такая древность стояла несколько столетий, а тут пара часов и все... Почти уверена, что никакого политического смысла в этом всем не было, обычное распиздяйство, и от этого как-то особенно обидно.


(К слову, я тоже в страховании строительства (в брокерстве) работаю. Я думала, я одна такая в жж экзотичная)

Date: 2019-04-16 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Нас много :-) А ты реально в Белорусиии? Мне казалось, там страховой рынок вообще едва есть, откуда там брокерам взяться?

Date: 2019-04-16 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ritamustard.livejournal.com


Я тоже не уверена, что рынок страхования в Беларуси есть) автомобили да, а остальное....


А так я большими трудами оттуда уехала после иняза, доучилась в Нантере на юриста и по прихоти судьбы оказалась в страховании, сейчас вот в Gras Savoye (долгая, тягостная история поиска работы и борьбы с префектурой, как полагается по законам жанра).
У нас в отделе половина коллег и почти все менеджеры из SMA, так что вашу внутреннюю кухню я тоже немного знаю - по крайней мере, буквально: не далее как на прошлой неделе сравнивали достоинства столовок этих двух контор))
Тесен мир, короче, а  еще теснее ниша французского строительного страхования)

Date: 2019-04-17 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] janemouse.livejournal.com
ой, я увидела картинку - и ни о чём другом потом думать не могла.
Спасибо, что написал
Сложно поверить, да, 21 век..

Date: 2019-04-17 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А я продолжаю постоянно об этом думать. И мне кажется, что главное изменение для меня - это осознание хрупкости мира. Вот это вот "человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен", но это, оказывается, не только про людей. Вот это чувство "куда он денется, этот собор, успею ещё" - а он вдруг возьми да и денься.
Понятно, что жизнь не перестроишь, но как-то хочется перестать откладывать на потом, жить прямо сейчас. Потому что мало ли, может ведь и не успеешь. Сумбурно пишется, потому как не переварил сам ещё, в процессе.

Date: 2019-04-17 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] janemouse.livejournal.com
да, Саш, отлично понимаю тебя,
и тоже об этом задумываюсь в эти дни...

Profile

green_fr: (Default)
green_fr

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5 6 7 8 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 11:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios