green_fr: (Default)
[personal profile] green_fr
А это вообще искусство нашего детства. Идеологически правильные, на крайний случай — нейтральные. Это картины, «чтобы было понятно без подписи». Художники из этого поста быстрее получали «заслуженных» и чаще доживали до спокойной смерти в постели.

Борис Яковлев, «Транспорт налаживается», 1923 (советский импрессионизм, если бы не название — можно было бы принять за картину из Орсэ) и «Советские консервы», 1939 — наш советский ответ буржуазному натюрморту «после охоты»:



Николай Терпсихоров, «Первый лозунг», 1924 — картина напомнила про май 1968 года в Париже, когда студенты-художники резко оказались востребованными для того, чтобы рисовать плакаты и листовки. Так и здесь, смысл картины — интеллигенция на службе революции.



Виктор Перельман, «Рабкор», 1925 — в той же области «стыка пролетариев с интеллигенцией», но с другого направления:



Сергей Лучишкин, «Трубы», 1925 — обратите внимание на пацана между барабанщиком и знаменосцем. Такое ощущение, что это японский барабанщик!



Уивительный художник. Практически одновременно с прекрасной и минималистической картиной «Шар улетел», 1926 — он рисует чуть ли не китайскую пропаганду: «Праздник книги. Тверской бульвар», 1927.



Его же грандиозная серия «Спартакиада народов СССР», 1932: «Пловчиха», «Карнавал на Москве-реке», «Физкультурный парад в Парке культуры им. М. Горького», «Массовый праздник на Ленинских горах» (обратите внимание на чисто корейское построение в форме гигантского серпа и молота на фоне), «Иностранные гости».


Фёдор Богородский, «Беспризорные пацаны», 1926. Тоже тема откуда-то с подкорочки — о беспризорниках. Удивительно, кстати, как быстро множество людей из нашего поколения перешли от интуитивного понимания сложности проблемы в теории (ребёнок-преступник, просто так наказать его — не решение: его посадишь — он выйдет и продолжит воровать, пока ты — взрослый, государство — не создашь ему более глобальное решение), перешли к радикальному упрощению того же вопроса на практике (нужно срочно снижать возраст уголовной ответственности, расширять тюрьмы, а все те, кто говорит об ответственности общества за малолетних преступников — тупые леваки, они в гроб нас всех вгонят).



Георгий Ряжский, «Делегатка», 1927 и «Председательница», 1928 — легко узнаваемый стиль. Это его «автопортрет» в шубе мы видели в Бергамо:



Юрий Пименов, чуть ли не мультяшные, но отличные «Даёшь тяжёлую индустрию», 1927 и «Девушки с мячом», 1929:



Его же «Антиимпериалистический митинг в Нью-Йорке», 1931 и «Солдаты переходят на сторону революции», 1933 — удивительное ощущение современности картин. Как будто это не искренняя пропаганда коммунизма 1930-х годов, а современный стёб над нею же.



Он же, «Новая Москва», 1937. Эту картину выбрал Парфёнов для иллюстрации статьи в «Намедни 1930-е» — не помню точного названия, о том, как хорошо стало житься в Советской России (особенно если не смотреть вокруг себя, а слушать радио). Он там достаточно подробно разбирает попавшие в кадр здания (как на подбор — классика сталинской архитектуры) и автомобили (вся линейка Форда, перевезенная к тому времени на ГАЗ). А Википедия отмечает две гвоздички на лобовом стекле — советский гламур:



Александр Моравов, «В волостном ЗАГСе», 1928 — гораздо более искренняя картина примерно на ту же тему — жить стало лучше, жить стало веселее!



Исаак Бродский, «В.И. Ленин в Смольном», 1930 — а это на самом наша Джоконда. По уровню узнаваемости, по ощущениям «что-то родное, наше, моё». Возле неё фотографировались просто все посетители музея, без исключения. И наш Марсель Дюшан вместо усов Джоконде пририсовывает «привидение с мотором» креслу слева (видно, например, здесь):



Александр Лабас, «Электрификация в новом районе», 1930 и «Первый советский дирижабль», 1931. Электрификацию как основополагающую часть советской власти мы все учили в школе. А для меня картина слева — это ещё и отсылка к рассказам папы о том, как в их деревню провели электричество. Сначала просто столбы и провода к председательскому дому. Потом председатель раздобыл где-то лампочку — все немедленно поняли смысл советской власти электричества, и очень скоро от председательского дома потянулись «удлинители» ко всем остальным домам деревни. Ещё через некоторое время снова приехали электрики, объяснили мужикам понятие счётчика и стоимость электричества :-)
А романтика дирижаблей — несмотря на заброшенность технологии — дошла и до нас. В Долгопрудном была Дирижабельная улица, и всё время моей учёбы там этот факт грел мою душу.



Он же, «В полёте», 1935 — а это скорее мамин рассказ о том, как они с друзьями ходили в парк культуры прыгать с парашютом. Не с самолёта, конечно, а с вышки, но всё равно, меня это до сих пор впечатляет. Ну и вся эта романтика — только в полёте живут самолёты — тоже до нас прекрасно дошла.



Николай Денисовский, из серии «Добыча золота», «Разработка карьера старателями. прииск „Сомнительный“», 1930. После такого названия картины у меня сразу в голове всплывает Шаламов — ну да, знаем мы это золото. Но нет, это не откровенный ГУЛаг, это почти приличный прииск: 40% — раскулаченные спецпоселенцы, остальные — вольнонаёмные.



Александр Герасимов, «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», 1938 — когда я говорил, что все художники этого поста благополучно умерли в собственной постели, будучи народными артистами, я как-то не подумал о варианте Герасимова: любимый художник Сталина (по нему очень красиво проехался всё тот же Парфёнов во второй серии «Глаза божьего»), имевший до 1953 года все возможные титулы и награды, которого после смерти вождя выкинули сразу со всех постов, а все его картины — из музеев.



Аркадий Пластов, «Фашист пролетел», 1942 (была во всех учебниках — интересно, автор осознанно отсылает названием к «Грачи прилетели»?) и его же «Весна», 1954 (какая попса, хоть сейчас на обложку рок-альбома!):



Павел Корин, патриотический триптих «Северная баллада», 1943, «Александр Невский», 1942 (фильм Эйзенштейна вышел в том же году — да, мы можем победить тевтонцев!), «Старинный сказ», 1943:



Александр Лактионов, «Письмо с фронта», 1947 и Фёдор Решетников, «Прибыл на каникулы», 1948 — ещё две «картины из какого-то учебника». Обратите внимание на шикарный пол у Лактионова! А про Решетникова Википедия пишет, что открытка с репродукцией «Прибыл на каникулы» была самой массовой в СССР — 13 миллионов экземпляров. Может быть, я погорячился с «нашей Джокондой»...



Семён Чуйков, «Дочь Советской Киргизии», 1948 (ещё один «учебник») и Владимир Васильев, «Демобилизованная», 1949 — простая композиция, но прямо за сердце берёт:



Татьяна Яблонская, «Хлеб», 1949 — жить всё ещё весело! Справа она же, «Вечер. Старая Флоренция», 1973 — интересно, что она там могла делать в 1970-х? Судя по биографии художницы, в конце 1960-х её за критику партии сняли со всех должностей. Затем достаточно скоро восстановили (посадили того, кто снимал её), но всё равно, чтобы после этого выпускать во Флоренцию?



Интересно, то ли картин 1950-х нет в музее (нет в природе?), то ли мне они совсем не понравились. Но прыгаем сразу в 1960-е: Владимир Стожаров, «Шотова гора», 1964 — картина всё ещё светится оптимизмом, но жить в этой деревне уже не хочется:



Ирина Шевандронова, «За шахматами», 1965. Увидел картину и на автомате начал ворчать: «когда-нибудь эти художники научатся считать до 8»? А потом подумал, что, наверное, со стороны я выгляжу так же смешно, как люди, возмущающиеся чернокожим актёром в постановке Шекспира (прочитал недавно флейм на тему «Гамлета» с Камбербэтч: всё было не так!! не было негров в Дании! и вообще, как может у белого Полония быть чёрный сын? — при этом тот факт, что Камбербэтч не датчанин, искателей исторической достоверности не смущает). Но да, мне сложно воспринимать искажение шахматной доски без какой-то видимой причины:



Гелий Коржев (прекрасное имя художника, родился в 1925 году), «Тревога», 1965-1968 и «Ночной звонок», 1993-1995 — автор пережил СССР, но соц-реализм остался:



Он же, «Маруся», 1983-1989 — явная отсылка к «Зеркалу» Тарковского:



Что самое удивительное в работах Гелия Коржева — это их количество. В Третьяковке есть огромный зал, в котором выставлено около сотни его работ. Я долго не мог понять, в чём фишка, как я мог не слышать о настолько великом авторе (и почему мне нравятся очень редкие его работы), пока не наткнулся на стенке музея на текст о роли Коржева в русском искусстве, в конце которого стояла благодарность меценату, Владимиру Некрасову, в 2017 году передавшему галерее всё это, впридачу с мешком денег на ремонт. Ок.

В соседнем зале мне выпала возможность увидеть собственно Владимира Некрасова — два его портрета Натальи Нестеровой были подарены музею им же:



В рамках реабилитации Натальи Нестеровой — рядом висела ещё одна, существенно больше мне понравившаяся картина, «Четверо на море», 2003:



Андрей Тутунов, «С ночной смены», 1965 (он явно видел картины Ван Гога) и «Воскресный день в Суздале», 1968:



В Париже почему-то очень много Тутунова. Реклама на каждой парикмахерской, такое ощущение — что в маленьких галереях постоянно проходят какие-то его выставки. Но, похоже, это не Андрей, а Сергей Тутунов, его брат. Сергея в Третьяковке я не увидел, а вот Андрея Тутунова картины мне вполне понравились. Как будто это не его Суздаль, а мой родной Донецк. «Вечер на Переяславской улице», 1970:



«Новый Суздаль. Трудовые резервы», 1970 — это место даже «узнаётся», практически ДК за Заперевальной :-)



Виктор Попков, «Хороший человек была бабка Анисья», 1971-1973. Отличная просто девушка на картине слева. Столько сказано одной только позой.
Сам художник относительно успешно работал в СССР, а погиб просто глупо: подошёл к инкассаторской машиной с просьбой подвезти его, за что инкассатор — следуя служебной инструкции — немедленно застрелил его.



Айли Винт, «Северный Ледовитый океан», 1981 — а это вот вообще «мой» индастриал. И море, и корабль, и ЛиАЗы.

Date: 2019-01-15 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Оба твои решения одинако левацкие - что посадить всех беспризорникив тюрьмы, что создать им глобальные условия (читай -посадить в колонии Макаренко). Нет причины противопоставлять их друг другу.

Date: 2019-01-15 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Самое интересное, это - где ты у меня решение нашел? Было бы у меня решение проблемы, я бы уже министром работал, а не в ЖЖ сидел бы. Я всего лишь говорю, что есть люди (в из числе я), которым этот вопрос кажется сложным, а есть, которым кажется, что у них есть простой ответ.

Date: 2019-01-15 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Ну мы же прекрасно знаем, как была в реальности решена проблема беспризорников. В твоем толковании "создать глобальные условия" может означать "не мешать капитализму, чтобы беспризорники смогли устроиться на продуктивную работу, а не шатались по улицам". Естественно, никто не скажет, что это левацкое решение.

Date: 2019-01-16 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Я не знаю, как была решена проблема беспризорников. Как?

Date: 2019-01-16 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Колониями. См. Макаренко "Флаги на башнях", Вигдорова "Это мой дом" и проч.

Date: 2019-01-16 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А, я тебя значит неправильно понял. А какие другие варианты ты видишь? О чём ты, когда пишешь про невидимую руку капитализма? То есть, в теории я понимаю, но насколько это решение реальное?

Date: 2019-01-16 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Абсолютно нереальное. Для взрослых-то не можем отменить запреты работать, а тут надо для детей.

Date: 2019-01-16 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Ну, то есть мы с тобой говорим одно и то же, правильно? Что проблема есть, и что мы с тобой не видим простого ей решения.

Date: 2019-01-16 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Формально получается так, но это случайное совпадение. Моя сложность упирается в невозможность убедить остальных людей реализовать известное мне решение, а твоя - в то, что само решение, якобы, неизвестно.

Date: 2019-01-16 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Так а какое у тебя решение? Отменить запрет неработать? Подождать, пока капиталисты не начнут нанимать беспризорников? Или я что-то пропустил?

Date: 2019-01-16 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Да, именно такое. Т.е. отменить запрет работать, нанимать детей.
Edited Date: 2019-01-16 01:58 pm (UTC)

Date: 2019-01-16 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А почему тебе кажется, что это сработает?

Date: 2019-01-16 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Потому, что работники нужны, и потому, что работать приятнее, чем получать по морде при попытке что-либо украсть, для 99.999% людей. Какое-то количество профессиональных нищих и бродяг будет существовать всегда, даже и при Макаренко, ничего особенного делать с ними не нужно.

Date: 2019-01-16 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Не, я-то в это тоже верю / хочу верить / надеюсь, что это именно так (собственно, в посте перед "государством" идёт "взрослый" - твоё предложение один из вариантов того, что взрослый может сделать для беспризорника, тот же Макаренко, помимо советских и образовательных экспериментов, работу детям тоже давал). Мне просто казалось, что у тебя именно что не слепая вера, а уверенность :-) В этом моё определение "сложности" - у меня есть какое-то количеств рецептов, которые хотелось бы попробовать (помнишь анекдот про Горбачёва и дохнувших кур?), но при этом нет уверенности в этих рецептах - а значит не может быть и априорного отторжения других рецептов.

Date: 2019-01-16 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Но мы не находимся в нейтральной ситуации. Беспризорность в России, негритянские гетто в Америке (и, если не ошибаюсь, арабские гетто во Франции) созданы совершенно конкретными запретами на конкретную деятельность. Если у нас внезапно исчезла вся уверенность, надо срочно отменить эти запреты, а уж потом, на досуге, обретать уверенность заново. Построить социализм, стать ни в чем не уверенным и потому зафиксировать бедствие навечно - плохой алгоритм.

Date: 2019-01-16 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Погоди, какие запреты создали беспризорников в России? Мне казалось, их породили войны (первая мировая и гражданская) и последовавший за ними голод. Смерть родителей, бардак в родно деревне - ребёнок оказывается на улице. Идёт воровать не потому, что его запрещено нанимать на работу (я не уверен, что тогда был этот запрет - тебе кажется, что был?), а просто потому, что экономика в заднице, там и взрослому-то найти работу было нетривиально.

Про Америку ничего не скажу, не знаю. Но "арабские гетто" (если я правильно понимаю, о чём ты) тоже не из запрета на найм на работу возникли (по крайней мере, я не представляю, о каком запрете здесь может идти речь).

Date: 2019-01-16 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Ну как о каком запрете - в первую очередь, о минимальной зарплате и о детском труде. Уже после этих двух подросткам остается только организовывать торговлю наркотиками на улице.

В России, как ты правильно говоришь, еще были голод и послевоенная разруха, так что из нашего времени уже и неочевидно, насколько беспризорники вообще были содержательной проблемой на этом фоне.

Date: 2019-01-16 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
В смысле? Тебе кажется, что проблемы беспризориков не было? Или ты говоришь, что были другие проблемы, настолько важные, что беспризорниками можно было не заморачиваться? Я с трудом могу согласиться хоть с тем, хоть с другим.

Date: 2019-01-16 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Ну в общем да, я думаю, что СССР 1930-х годов беспризорностью не испортишь, а отсутствием беспризорности не исправишь. Машины времени все равно нет, так что заранее готов согласиться с любым другим мнением или рекомендацией.

Date: 2019-01-15 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] xxxxx.livejournal.com
https://photos.app.goo.gl/DzZnNSfzJW3MgMtdA пересчитай тут, всё сходится?

Date: 2019-01-15 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Аааааа! Кошмар! Где этот ужас?!

Date: 2019-01-15 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] xxxxx.livejournal.com
почему ужас?

Date: 2019-01-15 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] anjey.livejournal.com
Конечно, ужас. Явно больше чем восемь клеток в горизонтальном направлении и если начинается с черного поля, то никак в той же линии заканчиваться черным не может. Просто фильм ужасов.

Date: 2019-01-15 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] el-philippa.livejournal.com
Весна Пластова может быть сейчас и выглядит как попса, а в советское сине-чулковое время с его бесконечными рядами вульгарно-примитивных гимнастов и парадов, стало для меня глотком свежего воздуха. Это поразительно, потому что в советскую эпоху интимность, приватность, все это тоже было общим, и обнаженного тела в искусстве было немало, но оно было деловым, боевым, сильным. А у Пластова оно трогательное, у Кустодиева просто красивое и откровенное. И по этим причинам я наверно никогда не смогу Весну Пластова назвать попсой.:)

Date: 2019-01-15 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Да, наверняка, Википедия тоже много хорошего говорит. Наверное, это именно тот случай, когда без контекста ничего не понятно, а контекст сложно представить, настолько все с тех пор изменилось.
Я регулярно в такие ситуации попадаю.

Date: 2019-01-15 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] galyna-p.livejournal.com
«Советские консервы», 1939 - предтеча Энди Уорхола?
«Шар улетел», 1926 - он какой-то совсем не в теме, особенно если пост посмотреть прокручивая. Я уже где-то читала об этом художнике и эта картина считается его лучшим произведением.
«Делегатка», 1927 и «Председательница», 1928 - это одна и та же женщина?
«Девушки с мячом», 1929 - замечательно, они какие-то воздушные и чем-то напоминают Мари Лорансан
Исаак Бродский, «В.И. Ленин в Смольном», 1930 — а это на самом наша Джоконда. - ты имеешь ввиду узнаваемость? У меня вызывает чувство тягучей тоски, как примерно на уроках литературы, когда мы проходили очередное революционное произведение какого-нибудь революционного классика, или на пионерских собраниях.
Семён Чуйков, «Дочь Советской Киргизии», 1948 (ещё один «учебник»). Да, картинка из учебника.
***
Как-то советская тематика вызывает тоску, но не отторжение, может из-за узнаваемости и отпечатанности в мозгу с детсва. А вот Гелий Коржов как-то совсем никак.

Date: 2019-01-15 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Про Уорхола я даже не подумал, отлично!

А кто такая Мари Лорансан? Не слышал.

Date: 2019-01-16 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] galyna-p.livejournal.com
Мари Лорансан - она из тусовки кубистов, одно время была подругой Апполинера.
https://www.google.com/url?sa=i&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjUma-z_vHfAhUSTt8KHcoGDHoQjRx6BAgBEAU&url=https%3A%2F%2Fawarewomenartists.com%2Fartiste%2Fmarie-laurencin%2F&psig=AOvVaw05_9_ar4qgqNWy0c1n5XFA&ust=1547717301833673
Edited Date: 2019-01-16 09:30 am (UTC)

Date: 2019-01-15 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Про Джоконду - можно подумать, она у тебя не вызывает тоску? Великая картина для свой эпохи, на которую все ходят смотреть исключительно потому, что видели ее на пакете из дьютифри, в лучшем случае - в школьном учебнике. Весь смысл современного поколения Джоконде именно в эффекте узнавания.

Date: 2019-01-16 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] galyna-p.livejournal.com
Джоконда не вызывает. Я ее в детстве не часто в учебниках видела. Но я с тобой согласна, не самая моя любимая работа Леонардо.

Date: 2019-01-15 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] lvenks.livejournal.com
обалдеть, картина «Шар улетел» это моя, точно такая же трагедия из детства )

Date: 2019-01-15 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] lvenks.livejournal.com
пс
и на 5м этаже справа кто то в форточке так загадочно свисает)
Edited Date: 2019-01-15 03:05 pm (UTC)

Date: 2019-01-15 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Кстати да, я не заметил :-)

Date: 2019-01-15 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] anjey.livejournal.com
"В Долгопрудном была Дирижабельная улица"
Дирижобельная

Date: 2019-01-15 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Это в Долгогрудном.

Date: 2019-01-15 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] anjey.livejournal.com
Смутно помню, что кто-то кому-то (Охрим или Охриму) впаривал, что Дирижобельная это как раз правильное написание.

Date: 2019-01-16 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] igparis.livejournal.com
Вопрос 1: относится ли название "Тревога" к картине Коржева, изображающей старика в орденах в профиль и отроковницу анфас? Если да, то почему? Старик тревожится за отроковницу?
Вопрос 2: не анахронизм ли - написание на "первом лозунге" (ВСЯ ВЛАСТЬ СОВЕТАМ!) слова СОВЕТАМ через Е вместо "ятя"?
Дело в том, что лозунг был выдвинут как первый ещё в апреле 1917-го, тогда как постановление Керенского о реформе грамматики - конец мая 1917-го. Конечно, этот лозунг после мая писали ещё и позже - в течение 72 лет... но после апреля 1917 он ведь потерял первую свежесть?
Эмоционально-оценочное: при всех многочисленных художественных удачах "соцреализм" в принципе есть - кривда, опиум народа, ипостась пропаганды. На его совести - столь же бальзамирования-утешения душ замороченных (в разной степени) совграждан, сколь и замазывания чудовищной вины совправителей - вполне себе людоедов. В каждом мазке советского богомаза - таково лично моё неустранимое ощущение - кровь, пот и слёзы моих недальних (недалёких в массе) предков.
У Коржева и Пластова "соц" (лжи) меньше, у Герасимова и Лактионова больше, но всё что в том искусстве от "соц" - от лукавого есть.
Вспоминаются натурально Солженицын и Набоков:
""""....– Нет, батенька, – мягко этак, попуская, говорит Цезарь, – объективность требует признать, что Эйзенштейн гениален. «Иоанн Грозный» – разве это не гениально? Пляска опричников с личиной! Сцена в соборе!

– Кривлянье! – ложку перед ртом задержа, сердится Х-123. – Так много искусства, что уже и не искусство. Перец и мак вместо хлеба насущного! И потом же гнуснейшая политическая идея – оправдание единоличной тирании. Глумление над памятью трёх поколений русской интеллигенции! – (Кашу ест ртом бесчувственным, она ему не впрок.)

– Но какую трактовку пропустили бы иначе?..

– Ах пропустили бы? Так не говорите, что гений! Скажите, что подхалим, заказ собачий выполнял. Гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов!.
....""""
=============================================================================================================
""""Каким бы полотном батальным ни являлась
советская сусальнейшая Русь,
какой бы жалостью душа ни наполнялась,
не поклонюсь, не примирюсь

со всею мерзостью, жестокостью и скукой
немого рабства....
"""
============================================
""""...Над краснощекими рабами
лазурь как лаковая вся,
с накачанными облаками,
едва заметными толчками
передвигающимися....
"""






Date: 2019-01-16 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Да, название "тревога" я тоже не понял.
А вот название "первый лозунг" я понимаю не как "первый раз написанный этот лозунг", а как "первый лозунг для этого человека". То есть, речь не об истории слогана, а об истории человека. Ещё вчера он рисовал Николая II - а сегодня он рисует наши, правильные слова на красном фоне. Анахронизм тут может быть, а может и не быть его, смотря где и когда происходит действие - я не копался в этом направлении.

Date: 2019-01-16 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] igparis.livejournal.com
Анахронизм не-бытный я лично никуда не могу приткнуть хронологически и георгафически. Тем более, что ты сам трактуешь его хронологически как бытный на другой день после рисования царя-батюшки. Но тогда (весна 1917-го) стыдно было ему ляпать Е куда не надо.
И подразумевание тобою тут ПЕРВОСТИ лозунга лично для художника - вполне вероятная - вовсе не отменяет его первости политической. Причём она настолько важна (хоть бы в плане политкорректности - годик-то 1925-й написания картины, ГПУ-то бдит), что на мой слух - она-то и разумелась автором как основная, то есть как выраженно про-советская.

Date: 2019-01-16 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Игорь, я слово "вчера" использую в переносном смысле :-) Меня сын регулярно пытается поправлять: папа, как ты можешь говорить "сто лет тебя не видел", если тебе всего сорок-с-хвостиком :-)))

Date: 2019-01-16 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] igparis.livejournal.com
Я это понял.
Но вспоминать, изображать живописно в 1925 году какое-то более позднее писание такого лозунга - бессмысленно. И наоборот: было пропагандистски важно освежать историческую переломность момента именно "октябрьского".

Date: 2019-01-16 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А про Эйзенштейна - наверное, где-то пожхалим, но при этом ведь именно эту его картину в итоге и прикрыли - вторую серию закрыли, третью вообще не дали снять. Я не уверен, что солженицынский герой здесь так уж прав. А тебе кажется, он прав?

Date: 2019-01-16 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] igparis.livejournal.com
Герой прав.
Герой же не утверждает, что подхалимаж Эйзенштейну удался - не только по форме-содержанию, но и как таковой.

Date: 2019-01-16 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] gremrien.livejournal.com
Зашла посмотреть на другие картины Лучишкина здесь, смотрите, какая у него еще красотища есть:

Среди деревьев (Лыжники). 1927 г. Холст, масло. Государственный Русский музей.



Фрагмент:



Праздник книги (Тверской бульвар). 1927 г. Холст, масло. 158,5х109,5 см. Государственная Третьяковская галерея.



А висящий на пятом этаже - именно тот, о ком вы подумали.



ЛЕ БЕ - Утро Введенского. По картине С. Лучишкина - Шар улетел, 1926 г.



"Образ реальности в картине Лучишкина «Шар улетел» нетипичен для советского искусства 1920-х годов. Зажатое между домами тусклое небо символизирует не светлое будущее – тему многих произведений эпохи – а холодную равнодушную бесконечность. Девочка, стоящая во дворе, стиснутом окружающими домами, рядом с саженцами деревьев, смотрит на улетающий в бескрайнее пространство шарик. В окнах видны сцены обыденной человеческой жизни: мать с ребенком, женщина, расчесывающая волосы, висящая в окне на 5-м этаже фигура самоубийцы. Это не метафора счастливого завтра и не романтизация действительности, как во многих картинах того времени, а грустный рассказ о настоящем, о текущей далеко не мажорной повседневности.
В 1957 г. Булат Окуджава, вдохновленный картиной Лучишкина, написал одно из своих самых популярных стихотворений «Голубой шарик», ставшее его песней:
Девочка плачет, шарик улетел.
Её утешают, а шарик летит.

Девушка плачет, жениха всё нет.
Её утешают, а шарик летит.

Женщина плачет: муж ушел к другой.
Её утешают, а шарик летит.

Плачет старушка: мало пожила…
А шарик вернулся, а он голубой."

Date: 2019-01-16 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Где-то я "Лыжников" видел, но не могу вспомнить, где!

А про шарик - спасибо огромное, шикарная история, и Окуджава прямо до слёз. Собственно, ради этого я и пишу ЖЖ, спасибо за этот комментарий!

Profile

green_fr: (Default)
green_fr

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5 6 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 8th, 2026 06:34 am
Powered by Dreamwidth Studios