green_fr: (Default)
[personal profile] green_fr
В июне собрались отметить 20 лет выпуска из института. У меня, правда, год выпуска был не 1998, а 1999 — как нам говорили ещё на первом курсе, «Физтех — не школа, за 10 лет можно и не закончить». У меня учёба заняла 7 лет: первые 3 года с одними однокурсниками (ФФКЭ-92), потом академ, ещё год с другими (ФФКЭ-93), потом сменил факультут, и ещё 3 года — с третьими (ФПФЭ-93). Но «своими» я однозначно считаю ФФКЭ-92 — последние годы учёба всё больше и больше в базовых институтах, на кафедрах и т.д., тогда как первые 3 года мы действительно и жили и учились вместе.

Прилетел буквально на выходные: рейс в пятницу после работы, приземлился заполночь. Пашка меня встретил в аэропорту, провёз через весь город (о Москве я ещё напишу), накормил, спать уложил, а с утра в субботу поехали в Долгопу.

Два моих личных символа города: герб на въезде (фотография из окна машины — уж какая есть) и «архитектурное излишество» у входа в мэрию, бывший горком партии. На этот козырёк моё внимание обратил Андрюшин папа — совершенно минималистическое, по-хрущёвски экономное здание, к которому (явно уже при Брежневе) пристроили совершенно карикатурный козырёк, чтобы большим людям не надо было зонтик доставать, пока они идут из кабинета в лимузин.



Приехали на станцию «Долгопрудная», как минимум в легендах регулярно переименовывавшуюся в «Долгогрудную» :-) Там, конечно, изменилось практически всё. 468 автобус (опять же, по легендам имевший 3 остановки подряд: «Институт-Больница-Кладбище») всё ещё ходит, но теперь ему уже не так одиноко, появилось как минимум пяток новых маршрутов «по городу».
Ларьки около платформы, куда нужно было бегать «за ещё», разрослись до маленьких магазинчиков «мечта студента». Совершенно немыслимый выбор пива и рыбы-сыра-орешков к нему:



Станция тоже постепенно обрасла какой-то инфраструктурой: светофор на переезде (прощай, игра «кто последний перебежит перед электричкой?»), ограда на платформе (видимо, на платформу можно выйти только по билету).



Вон за той белой машиной на предыдущей фотографии (это не проезжая часть, там просто принято парковаться максимально близко к цели, важен каждый метр) есть тропинка. Я до сих пор не знаю, куда она ведёт, я по ней ходил один-единственный раз, когда кто-то (Майк?) нашёл там «халявную столовую» — рабочую столовую без проходной, недорого и с достаточно приличной едой. Вообще, мои воспоминания об институте — в основном, это друзья и постоянный поиск съестного :-) В столовую мы однажды сходили, поели — вкусно, дёшево, но все косятся (чужие!) и всё-таки очень далеко.

Очень интересно рассматривать объявления. В прошлый приезд повсюду были «кредиты» и «сниму квартиру, не кавказец». Квартира для «русской семьи» всё ещё актуальна, зато рядом — «компьютерный мастер Сергей» со скидкой 50% для пенсионеров.
Справа — бытовой милитаризм. Он вообще на каждом углу — наверняка изнутри это не заметно, но как же мне это бросается в глаза. Война везде. Заскочили на минутку в магазин — Пашка забыл дома карточку для фотоаппарата. Пока он там сравнивал характеристики разных карточек, я нашёл power-bank в виде гранаты. Настоящий подарок для настоящего мужчины. В коллекцию к бутылке водки в виде автомата на киевском вокзале.



Совершенно не помню этот мемориал погибшим. То ли новый, то ли я не замечал. Очевидно, я тоже меняюсь — сейчас мне и местные списки погибших постоянно в глаза бросаются (трупы, трупы, куча трупов). Во Франции памятники 1914-1918 с последующими обновлениями про каждую войну, где гибли французские солдаты. Здесь — только 1941-1945. На дворе начало июня, относительно недавно день победы, у памятника куча венков.



Долгопа выглядит при этом достаточно уютным и зелёным городом (впрочем, после Парижа даже Москва удивляет количеством деревьев). Видно, что его даже пытаются благоустроить, но так же видно, что всё... как-то неумело, что ли?
Вот этот забор слева — кому он здесь нужен? Почему он такой страшный? Да ещё и перегораживает тропинку.
А справа — мне это напомнило пешеходные переходы в нашей резиденции. У нас тоже регулярно тропинка выходит не прямо напротив тротуара с той стороны дороги. Мы заказали вот такие же «зебры», но строители сказали, что делать зебру по диагонали запрещено французскими ПДД. В итоге сделали переходы, втыкающиеся в никуда, в кусты. Они, конечно, свою функцию выполняют (водитель видит зебру и автоматически притормаживает), но выглядят очень странно :-)



«Долгопрудненское производственное предприятие». Здесь мы (меня мама просила не материться, но я правда не могу подобрать синонима) сп#$@или стол. По приезде в общагу нам выдали практически пустую комнату: стены и кровати. Традиционно всё «движимое имущество» съезжающих старшекурсников переползало в соседние комнаты до приезда первокуров. Как следствие, мы плотно познакомились с долгопрудненской помойкой — там нашлась куча занимательных вещей, из которых можно было сделать мебель! А стол мы (срок давности наверняка прошёл, но мне как-то неловко выдавать подельников) выследили здесь — с него под конец смены продавали перед проходной пирожки. План налёта был прост: после продажи продавец уносила оставшиеся пирожки с кассой, а через пару минут возвращалась за столом. За эту пару минут требовалось добежать до стола, а потом уже вместе со столом — до кустов.
«Предприятие» в переводе с советского на русский — это, конечно же, «военный завод». Про него ходила байка, что испытываемые там моторы мешали спать какому-то физтеховскому академику. На его жалобы руководство завода не отвечало, и в итоге он дал студентам лаборатоную работу: просчитать технические характеристики моторов, исходя из наблюдаемого шума. Отослал результаты на завод, там сверили с секретными спецификациями (упс...) и немедленно перевели испытания в какую-то закрытую глушь.
Как выясняется сейчас, именно на этом заводе делали и продолжают делать зенитные комплексы «Бук». Более того, напротив проходной стоит памятник той самой ракете 9М38, которой над Украиной сбили Боинг. Мир очень тесен.



Слева — московский кузен колонны Морисса :-)
А справа — «Автономное учреждение Долгопрудненский Дворец культуры „Вперёд“». Удивительно, конечно, как живуч советский топорный язык.



Я уже писал, город очевидно обустраивают. Вот этой «романтической скамейки» (с поручиком Ржевским? отличный выбор!) при нас очевидно не было и быть не могло. Да и фонтан на площади я не припомню (ну или, как минимум, не припомню, чтобы он работал). Если подумать, какая всё-таки была беднота и разруха под конец СССР! Да и раньше, наверняка. Сейчас хоть какие-то деньги, хотя бы в Москве появляются. Если их снова на «ядрёну бомбу» не просрут.
Вокруг фонтана столпилась куча детей. Я тут же вспомнил, как сам обожал фонтан около донецкого цирка (до сих пор помню, какой у него был бортик, потому что постоянно лежал на нём, рассматривая воду), и как Натанкина было достаточно привести в сквер с фонтаном, чтобы он на пару часов почувствовал себя счастливо занятым ребёнком.



А это просто культовые места. Почта, откуда мы посылали домой телеграммы, и переговорный, откуда можно было поговорить с домом.
Тоже «бизнес 90-х» — после распада СССР большая часть инфраструктуры бывших республик оставалась общей, и этом разница валют позволяла заниматься арбитражем. Например, в Донецке жетоны для переговорных автоматов (от идеи использовать 15-копеечные монеты в условиях инфляции очень быстро отказались) стоили в несколько раз дешевле, чем в Долгопрудном. Очень скоро в Донецке стало невозможно найти жетоны, а в Долгопрудном переговорный работал круглосуточно, но выручки не приносил вообще.



Слева — Женькин дом прямо напротив Физтеха. Все входы закрыты, двери бронированные — этого я не застал. Помню, как в 1999 году после терактов в Москве началась реальная паранойя. Как страшно было спать по ночам — я просыпался и прислушивался к скрипу дома, может он уже падает? И как были дежурства перед подъездами по ночам, как срочно все ставили бронированные двери с кодовыми замками. Террористы всё-таки победили. Мы боимся.
Справа — припаркованная во дворе карикатурная BMW с наклейкой «На Берлин!» :-)

Date: 2018-12-26 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com

А при нас рабочая столовая была около переговорки. Длинная очередь и двойная перловка. Помню отец, приехав в командировку (инспекция!) решил меня покормить в ресторане "Долгие пруды". На вопрос "что посоветуете" официантка посоветовала студенческую столовую.

Date: 2018-12-26 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] anjey.livejournal.com
"А при нас рабочая столовая была около переговорки." Она и при нас там была. Зеленый про какую то другую пишет, видимо очень секретную.

Date: 2018-12-26 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Да, про другую. А возле переговорки я как-то не помню :-/

Date: 2018-12-26 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] anjey.livejournal.com
Многого ты не потерял. Я там ел пару раз - она была дешевле и попроще чем физтеховская, но работало в ограниченные обеденные часы.

Date: 2018-12-26 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Отличный сервис :-)))

Date: 2018-12-26 08:12 pm (UTC)
fizzik: (дельфин)
From: [personal profile] fizzik
Из ресторана "Долгие пруды" мой одногруппник сп**ил стул.
Очень хороший, мощный стул. В отличие от описанной "операции" по похищению стола с проходной, он поступил совсем просто: доел свой обед, поднялся, взял стул, на котором сидел, и пошел с невозмутимым видом. Никто его не остановил.

Date: 2018-12-27 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Ага. Техника, отработанная годами прохождения турникетов метро по чему угодно в руке вместо проездного :-)

Date: 2018-12-26 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] anjey.livejournal.com
"но мне как-то неловко выдавать подельников"
Может они уже вне зоны юрисдикции Долгопрудного?

"Очень скоро в Донецке стало невозможно найти жетоны,"
Ты вспомни еще людей, которые бизнес-трипы делали в Харьков за жетонами.

"BMW с наклейкой «На Берлин!»"
Баварцы издавна не любили столичных.

Date: 2018-12-26 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Кстати да, я забыл, что народ в Харьков ездил! И ведь окупалось же :-)))

Date: 2018-12-26 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] elmak.livejournal.com
мы с помощью железной линейки звонили

Date: 2018-12-27 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
В наших автоматах жетоны были с фигурным профилем. К линейке нужен был фрезерный станок :-)

Date: 2018-12-27 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] elmak.livejournal.com
)) Ну а все остальное, очень похоже. Рабочая столовка, где косятся на студентов. Общага с пустой комнатой. У нас, правда, были клопы дополнением.

Date: 2018-12-27 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
У нас вместо клопов - крысы :-)

Date: 2018-12-27 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] elmak.livejournal.com
Это алаверды на твое " постоянный поиск съестного"

https://elmak.livejournal.com/22131.html

Date: 2018-12-26 03:51 pm (UTC)
a_p: (Default)
From: [personal profile] a_p
Прекрасный репортаж, мерси!

Вспомнил, что, когда мы заселялись в начале второго курса (83 год, четвёртый этаж семёрки), в нашей комнате не хватало не только мебели, но и окна с дверью (то есть дыры в стене и всё). Окно через некоторое время вставили, дверь навесили, а спали мы на пружинных сетках, поставленных на ящики из-под посылок (один из жителей был из-под Ростова, а другой - из Белорусской деревни, посылки им слали исправно).

Date: 2018-12-26 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Вот как это объяснить не то, что местным, а хотя бы нашим детям? Чтобы они тебя не за сказочника приняли, а хотя бы попытались поверить в этот бред? :-)

В качестве рекламы: у меня на днях про институт ещё пара постов будет: "Родная общага", "Как мы ходили по учебным корпусам" и "Музей Физтеха".

Date: 2018-12-26 05:41 pm (UTC)
a_p: (Default)
From: [personal profile] a_p
Ура!
(мои дети, по-моему, любят, когда я всякое рассказываю. Попробую выяснить, верят ли, что всё так и было :).

Date: 2018-12-26 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] zack-broflovski.livejournal.com
«компьютерный мастер Сергей» со скидкой 50% для пенсионеров.

А можно подробнее о мастере Сергее?
Не разобрать на маленькие фото информации :-(

Date: 2018-12-27 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Да это всё, собственно. Объявление компьютерного мастера с именем, с фотографией, "живу рядом" и, главное, "пенсионерам скидка 50%".

Date: 2018-12-27 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] zack-broflovski.livejournal.com
Все равно хотелось бы больше информации о том какие вещи он конкретно делает для пенсионеров. Вы не могли бы ему позвонить и взять интервью? Получился бы прекрасный пост в ЖЖ.

Date: 2018-12-27 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Нет, это явно не моя тема :-)

Date: 2018-12-27 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] zack-broflovski.livejournal.com
Извините, но вы засранец, во первых не хотите помочь вашему читателю в получении информации, во вторых просто засранец :-)))

Date: 2018-12-27 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Это цитата Гарри из "Тупой и ещё тупее"?

Date: 2018-12-27 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] zack-broflovski.livejournal.com
Это не цитата, а сермяжная правда о вас :-)

Date: 2018-12-26 08:19 pm (UTC)
fizzik: (дельфин)
From: [personal profile] fizzik
Советский топорный язык не просто живуч, он в ЭрЭфии продолжает развиваться и штуромовать все новые зияющие высоты.
Там, где раньше была просто "средняя школа №", там теперь повсюду "Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №". И эти зубодробительные аббревиатуры МБОУ СОШ зачастую торжественно вывешивают над парадным входом огромными буквами.

Date: 2018-12-27 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
По аналогии вспомнил, что и Физтех-то уже не МФТИ, а МФТИ(ГУ) :-)

Date: 2018-12-26 09:05 pm (UTC)
From: (Anonymous)
https://photos.jottacloud.com/share/i0v42kma (https://photos.jottacloud.com/share/i0v42kma)

А про это рассказ где?

Date: 2018-12-26 09:55 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Image

А как же история про пиццу, дружище?

Date: 2018-12-27 01:50 am (UTC)
From: [identity profile] zhenyach.livejournal.com
Автобус разве не 368-й?

Date: 2018-12-27 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Я помню, что это анаграмма (анацифра?) какого-то процессора, но действительно, может и 368 ;-)

Date: 2018-12-29 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] janemouse.livejournal.com
Отличный репортаж про Долгопу )
Спасибо, Саш

Date: 2018-12-29 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] moonofnovember.livejournal.com
3 остановки подряд: «Институт-Больница-Кладбище»
напомнило - в городе, где я учился, университет находится через дорогу от тюрьмы, а кладбище - почти сразу за тюрьмой.
Мне всегда казалось это очень символичным.

Date: 2018-12-30 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
У нас изюминка была в том, что "больница" - это гор. псих. больница №20. А в институте примерно половина контингента были её потенциальными клиентами :-)
Мы с другом, в поисках прямого пути от общаги к книжному магазину, перелезли через какой-то забор и оказались на территории больницы. Когда поняли это, сильно заморочились, как мы будем доказывать на выходе, что нас можно оттуда выпустить (сразу же в голове кадры из "Кавказской пленницы") :-)

Date: 2019-01-05 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] grave--digger.livejournal.com
Классный пост! Очень интересно читать. И очень жаль, что у меня не было возможности съездить на 20 лет нашего выпуска. :( Мы только 10-летие отметили.

Кстати, я что-то не помню какой-то особой проблемы с телефонными жетонами на Донецком почтамте в 93-94, а ведь мы тогда регулярно раз в неделю ходили звонить домой.

Date: 2019-01-06 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Спишем это на художественное преувеличение :-) Я, как ты понимаешь, из Донецка по межгороду из автомата никогда не звонил. Но легенды у нас ходили, что кому-то не продали жетонов, потому что последние, иначе переговорный пункт остановится.

Date: 2019-01-05 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] grave--digger.livejournal.com
А, вот ещё что хотел написать: очень странно читать про нехватку мебели и комментарий Саши про отсутствие окон в общаге московского, в принципе, вуза. Я-то думал, это мы в Донецке в нашей общаге плоховато жили с древней мебелью (два стола, шкаф, четыре или пять стульев на комнату), которой был не один десяток лет, а, оказывается, ещё и хуже бывало.

Date: 2019-01-06 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Ты знаешь, я (да и ты, наверное, тоже) много видел историй в духе "в Москву за колбасой". Похоже, что Донецк был вполне на уровне столичного обеспечения. Да, бананов у нас не было и быть не могло, пепси-колу тоже только откуда-то привозили. Но всякие там масло-колбаса были. По крайней мере, я не видел разительного отличия, ни когда "туристом" ездил в 1988, ни когда уехал учиться в 1992. Мелочи - да (значки, пластинки, одежда), но базовые вещи были и у нас.
Это общий фон. А реалии каждого ВУЗа и общаги, мне кажется, решали даже больше, чем этот общий фон. Стульев, например, нам вообще не было положено :-) Шкафы выдали. А про кровати, столы и этажерки я написал. Но да, на этом фоне "Элен и ребята" выглядели совсем уж вызывающе.

Date: 2019-01-07 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] grave--digger.livejournal.com
Я бы сказал, что не только Донецк, но даже и весь Донбасс в целом. Бананы, действительно, везли из командировок из Москвы или Ленинграда. А вот масло это по 3,10 или 3,40 огромными кубами в магазинах лежало и желтело до самого конца Перестройки.
"Пепси", кстати, начали же делать на Донецком пивзаводе где-то в конце 80-х или начале 90-х, но его почему-то было мало до самого развала Союза. Возможно, как это часто бывало, его массово вывозили на всякие курорты или в ту же Москву. Я никогда не забуду рассказ подруги моей тёти, которая работала на каком-то из молокозаводов Донецка, о том, как донецкие сырки возили в Москву. На самолёте, ага - чтобы не испортились.

А про общагу - я просто вспомнил сразу нашу комендантшу. Было почти нереально что-то перенести из комнаты в комнату навсегда (на время можно было, конечно). Всё было под счёт и сдавалось ей или старосте этажа в конце года по описи. Были, естественно, варианты договориться за малую мзду (или, скорее, за "жидкую валюту"). Но на место изъятой мебели обязательно ставилась альтернатива (пусть и ещё более ветхая).
Да и саму комнату надо было сдавать в приличном виде, грязные или ободранные стены (не говоря уже о разбитых окнах), к примеру, не прокатили бы - заставили бы делать ремонт, а иначе - проблемы в деканате.

Profile

green_fr: (Default)
green_fr

December 2025

S M T W T F S
 1 2 3 4 56
7 8 9 10 11 1213
14 15 16 17 18 1920
212223242526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 07:21 pm
Powered by Dreamwidth Studios