green_fr: (Default)
[personal profile] green_fr
Пока болел (подхватил грипп, да такой, что понял, что до сих пор настоящим гриппом не болел, все эти «сижу гриппую» — это всего лишь особенности русского языка) взял в библиотеке почитать чего попроще. Любимого Каванну (о! теперь можно говорить — как? вы не знаете Каванну? это же один из отцов-основателей Charlie hebdo!), книгу про школьные настенные плакаты.



Книга как бы от имени ребёнка, рассказывающего о том, что он видит на этих плакатах. Конечно же, за голосом ребёнка отчётливо слышен добрый, но язвительный и очень смешной Каванна. Юмор его пересказывать бесполезно, надо читать. Но вот эту афишу я не смог не отсканировать:



Для незнакомых с французским: помимо стандартного сравнения печени алкоголика с органами здорового человека, на этом плакате разделяют «хорошие спиртные напитки» (вино, сидр, грушёвый сидр и пиво) и плохие спиртные напитки (водка, коньяк, виски). Аргументация научная — посмотрите на подопытную морскую свинку под воздействием хорошего алкоголя (проспалась и снова здоровяк) и плохого (эпилепсия, смерть).
Ну а заглавная картинка — есть у меня пара друзей, которым правый вариант прекрасно подошёл бы на userpic :-)


Книга построена по предметам. И начинается с «морали». В частности цитируется плакат «Biens, vie, parents même, il faut tout sacrifier pour sauver la patrie» (имущество, жизнь, даже родителей — всем нужно пожертвовать, чтобы спасти родину). У советского человека конечно же сразу же возникает образ Павлика Морозова. Я давно хотел об этом написать — с детства не понимал, почему против Павлика Морозова так все ополчились. Что такого он сотворил? Отца предал? А что, кровное родство оправдывает любое преступление? Я понимаю, что «преступление» конкретного отца конкретного Павлика может нравиться или не нравится, но мне ещё в детстве казалось, что критикующие Павлика люди делают это без оглядки на поступок отца. Просто руководствуясь принципом: своих не предают. «Это сукин сын, но это наш сукин сын».

Аж удивительно, на самом деле. Как такой «пионер-герой» смог стать примером в СССР. То есть, первый уровень сообщения понятен: ради блага государства ты должен быть готовым отказаться (предать!) даже родителей. То есть, именно то, что пишет и французский плакат. Но ведь из ситуации немедленно вытекает второй уровень: вне зависимости от твоего отношения к кому-то, ты должен судить его объективно, по его поступкам. То есть, грубо говоря, в августе 1968 года ты не имеешь права думать «наша страна не может ошибаться» (аналогия у меня простая, родина у нас мать, а генсек — отец родной), ты должен выходить на улицу и требовать вывода танков из Праги. Как такой гимн свободе оценки смог стать символом советской власти?
И как его смогли настолько качественно очернить, что мне уже сейчас страшно представить, какие комментарии придут мне на этот пост :-)


Забавное расхождение смыслов одного термина в двух языках. Tare по-французски означает массу того, что по-русски называется «тара». То есть, по-русски — это класс предметов. А по-французски — это характеристика этих же предметов.

А ещё, разглядывая плакаты по анатомии, с удивлением узнал, что лёгкие у человека несимметричны. Правое лёгкое состоит из трёх долей, а левое — из двух. То есть, предыдущее моё откровение, что сердце находится не слева, а посередине грудной клетки (а стук слева мы слышим только потому, что туда выходят основные артерии), — не совсем верно. Таки немного слева, именно поэтому левое лёгкое слегка меньше правого.


А ещё школьникам предлагается провести прекрасный опыт (чувствительным натурам лучше не читать, меня чуть не вырвало). Возьмите свиной мочевой пузырь, натяните его на стакан, предварительно наполненный пресной водой. Поместите закрытый герметично стакан в ведро с солёной водой. Через час достаньте и попробуйте на вкус воду из стакана. Объясните результат. Фуууу...

Date: 2015-02-17 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] eyer.livejournal.com
я точно, как тот, что справа

Date: 2015-02-17 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com
У тебя неправильная аналогия с 1968. Правильная аналогия - если отец против агрессии в Чехословакии, то его нужно заложить, потому что он против политики государства, которое всегда право.

Date: 2015-02-17 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Это первый уровень. Второй - расширение понятия "отец" на "свой, родной". Очевидно же, что миф о Павлике Морозове нельзя понимать применительно только буквально к отцу. Мать - туда же. Дядя, сосед, друг, начальник - все чувства в топку, если объект этих чувств поступает неправильно. "Платон мне друг, но истина дороже". То есть это же правда гимн независимому суждению, абстракции от личных чувств. И тут моё расширение на государство. Мне оно правда кажется крайне органичным, автоматически вытекающим.

Date: 2015-02-17 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com
Дядя, сосед и т.д. это правильно. А вот следующий шаг - нет.
Ты считаешь, что противопоставление "свой" - "истина", а я что "что угодно" - "государство/закон". Один из вариантов того, за что посадили старшего Морозова это что он продавал раскулаченным справки, по которым они могли уехать с места ссылки. И именно это подтвердил на суде Павлик (похоже он вообще не доносил).

Date: 2015-02-17 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Да, слушай, так тоже можно интерпретировать. Какой богатый миф оказался :-)

Date: 2015-02-17 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com
Ну так все так и понимают, кому Морозов не нравится. В статье на Вики в конце ожидаемо ссылки на нацистских "пионеров-героев"

Date: 2015-02-17 08:19 am (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com
В программировании существует антипаттерн Паблик Морозов. Класс-потомок, созданный в соответствии с этим антипаттерном, выдает по запросу все данные класса-предка, независимо от степени их сокрытия.
Луркмор же.

Date: 2015-02-17 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Отлично! Не слышал раньше, какая прелесть :-)

Date: 2015-02-17 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com
Я тоже. Это безумно смешно

Date: 2015-02-17 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] shnarh.livejournal.com
Справа доктор Хаус же!

Date: 2015-02-17 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] katichka.livejournal.com
Вот есть польза от школьных плакатов - ты узнал про легкие! :))
Выздоравливай.

Date: 2015-02-17 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Я уже на работе, но насколько это считается как "выздоровел" - непонятно :-)

Date: 2015-02-17 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] katichka.livejournal.com
Просто у вас не дают больничный, это понятно... Держись и выздоравливай, и чтобы без осложнений.

Date: 2015-02-17 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Тебе-то понятно, а у меня больничный был целую неделю :-Р

Date: 2015-02-17 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] katichka.livejournal.com
Ого! Я думала, дня три...
И все равно не хватило? :( Ты бедный.

Date: 2015-02-17 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Да не говори :-/ Грипп уже кончился, теперь вот те самые осложнения выкашливаю.

Date: 2015-02-17 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] katichka.livejournal.com
Это очень тренирует диафрагму!!! :)))

Date: 2015-02-17 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Я из книжки заодно узнал (наконец-то!), где находится диафрагма :-)

Date: 2015-02-17 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] katichka.livejournal.com
Там, где больше всего болит при кашле! :)))

Date: 2015-02-17 10:44 am (UTC)
From: [identity profile] katichka.livejournal.com
Но грипп в этом году дают чумовой, это правда. :(

Date: 2015-02-17 10:12 am (UTC)
a_p: (Default)
From: [personal profile] a_p
Порадовался: плакатик-то этот у меня на кухне висит, в рамочке!

А насчёт ПМ в советской пропаганде (которой аналогична приведённая тобой французская): там утверждается не приоритет твоих собственных понятий о хорошем-плохом ("свобода"), а приоритет интересов государства (а точнее, начальства) над твоими (и твоей семьи).

То есть второй уровень, переход на который тебе предствляется немедленным, пропагандой не просто не подразумевается, а даже наоборот: так, в Советском Союзе чрезвычайно жёстко преследовались организации "истинных коммунистов", "комсомольцев за истинный марксизм" и т.п.; помимо очевидной опасности для властей, её носители испытывали к участникам подобных организаций антропологическую ненависть.

Date: 2015-02-17 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Саша, я понимаю, как работала логика СССР. Мне просто странно, что столь очевидный шаг не был сделан. Настолько рискованный был выбран пример для подражания.
И как следствие, что мем "Павлик Морозов" так и остался в том, старом смысле. "Предательство" члена семьи (или в общем смысле "своего") до сих пор считается чем-то совершенно немыслимым для "нормального" человека. Даже если твой отец собирается взорвать школу - да ты что, Павлик Морозов, чтобы на отца стучать?!

Date: 2015-02-17 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А где ты такой плакатик нашёл? Зависть, белая зависть...

Date: 2015-02-17 10:34 am (UTC)
a_p: (Default)
From: [personal profile] a_p
Получил в подарок от собутыльника :)

Date: 2015-02-17 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Слушай, я тебе важный вещь скажу. Ты не советский человек. Ну совсем. Ты марсианин. Это вообще-то хорошо. Но для анализа плохо. Ты просто не понимаешь, как они думалиют.

Ты знаешь, что ты мне напоминаешь? Я рассказывал. Приходят дядьки опрашивать эмигрантов, в Провиденсе. Ну почему б не опроситься, мы согласны. Вопрос: как вы думаете, если политические взгляды второго секретаря райкома отличаются от взглядов первого, то...? Немая сцена. Они не поняли ничего, так и удалились, думая, что я просто не хочу отвечать.

Date: 2015-02-17 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Я эту историю помню, и твою реакцию понимаю. Но, мне кажется, ты тоже видишь в моём посте то, чего я там не писал. Я не говорю, "как странно, что страна не стала белой и пушистой". Я говорю, что это же была простая подстава, странно, что её не использовали. Вон, СССР подписал Хельсинские соглашения - и тут же огрёб себе на шею троллей, которые призывали их исполнять. Написали Конституцию - "исполняйте вашу Конституцию!" И так далее.
А этот миф, вместо того, чтобы вызвать реакцию "ах, вы хотите, чтобы мы критично относились к поступкам?!" - наоборот, оброс такой косностью, что теперь стыдно даже говорить, что ты разделяешь идеал Павлика Морозова (не конкретного персонажа - всем плевать на конкретного персонажа. речь, конечно же, о мифе, о человеке, способном пересилить родственные чувства ради торжества справедливости). И в СССР так было (у нас в школе ржали, и я не решался спросить, а что, собственно, такого?), и СССР пал - всё равно ржут. Поищи упоминание "Павлик Морозов" в сети - один негатив, причём без каких-то вообще размышлений. Просто "потому что это плохо".

Date: 2015-02-18 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Я и говорю.
Ликбез:
Её не использовали, потому что в истории для ЛЮБОГО советского человека (в том числе антисоветского) не содержалось ровно никакого "относись критично к поступкам". ПОЛНОЕ содержание мессаджа - если отец враг, донеси. Что такое "враг", объяснять не надо было. Того, что ты придумал, не было просто никогда в советской истории, взывать к критическому отношению к поступкам было так же нелепо, как в сталинское время к жалости к врагам.
И вот по этому ПОЛНОМУ содержанию, поступок ПМ - плох. Не знаю, что там было в действительности, но что бы ни было, был донос. В дореволюционной России любой донос был плох. В СССР донос государству сделали хорошим (любой). Поэтому любой человек, сознательно не приемлющий этого государства, воспринимал любой донос как гадость. Конгитивный диссонанс, как нынче выражаются, возникал, если "донести" надо было на что-то очевидно плохое: ну, позвонить в милицию про пьяную драку. Диссонанс облегчался тем, что милиция не воспринималась как НКВД/КГБ, т.е. это был донос второго рода. Диссонансов того типа, при котором всё же следовало бы донести в КГБ (ну скажем, если ты узнаёшь, что завтра в городе взорвут атомную бомбу) в реальности не возникало никогда. (Кроме периодов второй мировой, конечно. Там - да, возникали. Но там облегчалось тем, что для большинства немцы были заведомо большим врагом).

Date: 2015-02-18 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Да, понял. Наверное, действительно марсианин. И становится понятнее, почему в России до сих пор всё так прекрасно в отношениях между гражданами и государством.

Date: 2015-02-17 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] kalvado.livejournal.com
На счет оценок - лучше всего иметь два комплекта взаимоисключающих систем оценки, и использовать их в зависимости от ситуации. И вообще, моральная гибкость - это наше все.

Date: 2015-02-17 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] anjey.livejournal.com
Смешно про легкие.

Date: 2015-02-17 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
В смысле, ты это знал? Ты в этот день в школе не болел, да? :-)

Date: 2015-02-17 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] anjey.livejournal.com
Нет, из школы я не помню.
Но у меня это был один из вопросо сертификационного экзамена здесь.

Date: 2015-02-17 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Погоди, на что это ты там сертифицировался? Медбрат-спасатель?

Date: 2015-02-17 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] anjey.livejournal.com
Ты не поверишь, на медициского физика. Только пока в процессе. Первую часть из трех сдал.

Date: 2015-02-17 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Вау! Снимаю шляпу!

Date: 2015-02-17 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] anjey.livejournal.com
Подожди снимать, пока все не сдам.

Date: 2015-02-17 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Я оставлю другие вещи на этот праздничный случай :-Р

Date: 2015-02-17 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] kalvado.livejournal.com
И кого ты тут своими носками пугать собрался?

Date: 2015-02-17 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Вау! Фиолетовые крышечки к жёлтеньким баночкам - симпатично!

Date: 2015-02-17 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] grave--digger.livejournal.com
В случае с Павликом и 68-м годом, мне кажется, второй уровень из первого совсем необязательно вытекает. В случае с пионером-героем был обыгран принцип "интересы государства превыше всего". И в полном соответствии с этим принципом в 68-м году очередной Павлик Морозов просто обязан был поддерживать ввод танков в Прагу.

Date: 2015-02-18 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] winnaloushe.livejournal.com
так а вода какая на вкус?

Date: 2015-02-18 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Сходи на рынок, купи кишок у мясника, проверишь, расскажешь :-Р

Date: 2015-02-18 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] winnaloushe.livejournal.com
А разве можно любую кишку? Я мочевых пузырей не видела

Date: 2015-02-18 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
У меня такое ощущение, что это тонкости языка. В книге предлагают взять vessie - в словаре это переводят только как "мочевой пузырь", но, судя по описанию, это должно работать с любой кишкой. То ли смысл слова поменялся, то ли я не в те словари смотрел. Купи несколько, потом расскажешь :-)

Date: 2015-02-18 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
[осознал, что мой предыдущий смайлик в контексте последнего параграфа поста может выглядеть двусмысленно ;-)]

Profile

green_fr: (Default)
green_fr

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5 6 7 8 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 07:12 am
Powered by Dreamwidth Studios