green_fr: (Default)
[personal profile] green_fr
Сделали мат. модель для размеров жилок на листьях деревьев.
Первая мысль — вот людям делать нечего, типичный пример заведомо никому не нужных моделей.
Применение оказалось немедленным — археологи могут теперь оценивать размер листа по его недожёванному фрагменту.


Статья о древних прототипах кинематографа.
Больше всего понравилась костяная «пуговица», на двух сторонах по картинке с бизоном. Если пуговицу надеть на верёвку и раскрутить, то создаётся эффект бегущего животного (фото справа). 15000 лет до н.э.


Прекрасный конфликт между учёными и журналистами.
Пуанкаре в начале XX века неосторожно высказался: как можно спорить, крутится ли Земля вокруг своей оси или нет, если у нас нет выделенной (фиксированной) системы отсчёта?
Заголовки газет — величайший математик Франции сомневается в учении Коперника!
И потом ещё лет 10 Пуанкаре в каждой беседе с журналистами должен был объяснять, что именно он имел в виду (мне больше всего понравился вариант «в науке фразы „факт имеет место“ и „нам удобно считать, что факт имеет место“ равнозначны»), но проще было всё равно дождаться, когда газеты забудут об этом «важнейшем заявлении великого учёного».


Как повесить картину на n гвоздей таким образом, чтобы картина падала, если убрать хотя бы один (любой) из них?
Решение такой задачи называется «Поджер n-го уровня» в честь дядюшки Поджера из «Трое в лодке, не считая собаки».

В начале статьи автор пишет «Прежде, чем вы продолжите читать статью, попробуйте...»
И я задумался — насколько много читателей реально сделало паузу и попыталось решить предложенную задачку? И вообще, много ли людей читало эту статью, дочитало до этого момента и т.п.
Вот, наверное, ещё одно возможное применение интерактивных книг — отслеживать, чтение книги / журнала, чтобы автор мог примерно представлять профиль своих читателей, на каком месте они зависают, на каком месте они вообще бросают читать.
Big brother, конечно, потому как от этого один шаг к интерактивной рекламе — скучно про математику? в 100 метрах от вас есть прекрасный кинотеатр!


Продолжение когда-то поразившей меня статьи про физику парусного спорта.

В тот раз я удивлялся, что под парусом можно идти со скоростью, большей скорости ветра. Но только если идти против ветра.
В этом номере схема как обгонять ветер в его же направлении.

И опять у меня в голове ступор — каждый факт по отдельности понимаю, в картинку не складывается. Радует только, что не у одного меня — оказывается, флейм на эту тему у физиков уже давно, и только когда диалог зашёл в тупик (обе стороны помахали базовыми принципами теорфиза), нашёлся инженер, который построил машину и проверил.
Машина поехала почти втрое быстрее ветра.

В двух словах принцип показывается на следующем примере: возьмём машину с маленькими передними колёсами и большими задними, при этом обе оси у машины жёстко завязаны друг на друга. Ехать (без проскальзывания) такая машина не может из-за разницы диаметров колёс (предположим, 1:1.5).
Поставим теперь эту машину на бегущую дорожку так, чтобы задние колёса находились вне дорожки (например, разнесём их в стороны на большей оси). Если запустить теперь бегущую дорожку, то машина машина поедет по ней вперёд (со скоростью вдвое большей скорости дорожки), чтобы угловые скорости осей оставались одинаковыми.

Если теперь заменить переднюю ось на пропеллер, а бегущую дорожку — на ветер (если вы всё ещё читаете — отпишитесь, интерактивно следящие за вами книги ещё не изобрели), то получится описанная по ссылке выше машина. Шиза полная...

Date: 2012-06-29 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] anjey.livejournal.com
Отписываюсь.

Date: 2012-06-29 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] bostonvip.livejournal.com
"если вы всё ещё читаете — отпишитесь, интерактивно следящие за вами книги ещё не изобрели" - ну это как сказать, вот например:

http://online.wsj.com/article/SB10001424052702304870304577490950051438304.html?mod=googlenews_wsj

Date: 2012-06-29 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Однако!

Date: 2012-06-29 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
Да, с ветром - шиза полная. Но этот пример с дорожкой - хороший.

Date: 2012-06-29 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Мне вообще эта рубрика нравится (а в wishlist занёс пару книг этих авторов) - они берут какие-то такие забавные штуки и на пальцах рассказывают, как это работает.

Хотя, я так подумал, у меня книги всех постоянных авторов этого журнала в wishlist'е - Jean-Paul Delahaye лидирует со своей математической рубрикой, книги Didier Nordon из первой колонки я уже читал в библиотеке, есть ещё Hervé This с кулинарными опытами и вот эта парочка (Jean-Michel Courty и Edouard Kierlik).

Date: 2012-06-29 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Про колеса понравилось. Но мне почему-то про ветер всегда было очевидно из энергетических соображений.

Date: 2012-06-29 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Тебе очевидно, что машина под парусом (хорошо, с пропеллером) может обгонять ветер, который её толкает?! Я даже после объяснения продолжаю искать, где меня кинули :-)

Date: 2012-06-29 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Она может зарядить от пропеллера батарейки, включить мотор и поехать с любой скоростью в любую сторону. Конкретного инженерного решения с одними лишь парусами я, конечно, не представляю.

Date: 2012-06-29 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Не совсем. Это работает в варианте, когда ты сначала набираешь энергию, а потом тратишь её. Это, действительно, халява. Как ты будешь заряжать от пропеллера батарейку, если ты едешь быстрее ветра? От обратного вращения? Хватит ли набранной энергии на то, чтобы поддерживать эту скорость (то есть бороться с торможением машины этим же пропеллером)?
Не, нетривиально...

Date: 2012-06-29 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Ну, скорость получится не совсем постоянная, а только в среднем. Надо периодически заклинивать колеса для подзарядки.

Date: 2012-06-29 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
У тебя всё-таки прекрасная фантазия,блин :-)

Date: 2012-06-29 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mopexod.livejournal.com
Там пропеллер крутится в неправильную сторону. Когда это замечаешь - то аналогия с колесиками разного размера и дорожкой становится ближе.

Date: 2012-06-29 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Так-то да (я для того этот пример тут и процитировал), но вот всё равно чего-то не хватает, чтобы не просто понять, а искренне поверить, что это работает.

Date: 2012-06-29 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Собственная скорость лодки 5 км/ч, а скорость течения - 1 км/ч. Предположим также, что лодка оборудована колесами радиуса R, которые катятся по берегам реки etc. etc.

Date: 2012-06-29 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Я не совсем понял твой пример... Интуитивно (если не читать механику упомянутой машины) кажется, что в таком случае лодка моторная, или хотя бы на вёслах.

Date: 2012-06-29 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
Это пример адской задачи.

Date: 2012-06-29 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mopexod.livejournal.com
Черт, читал старый пост по ссылке, и начал писать про буер. Гляжу - а там мой коммент про тот же буер многолетней давности...

Date: 2012-06-29 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Обожаю такие истории (задумался, как назвать класс, придумал - и тут же система выдаёт предупреждение, что класс уже существует, причём именно с той же самой функциональностью, сделан тобой же год назад и благополучно забыт), для меня это доказательство хорошей организации в мозгу :-)

Date: 2012-07-11 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] prokofyev.livejournal.com
Хорошей организации процесса генерации названий, но плохой - хранения сведений о том, что сделано.

Date: 2012-07-11 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Зануда :-) Если ты сделал какую-то ерунду год назад, а потом год ею не пользовался, потому как передумал, а потом передумал ещё раз - ты помнишь, на чём ты остановился? Я логи не веду :-)

Date: 2012-06-29 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] dolganoff.livejournal.com
У меня тоже не помещается. Относительная скорость ветра отрицательна по отношению к машине, интуитивно не понятно откуда энергия :)

Date: 2012-06-30 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Относительная скорость тебе не даст импульс, а энергию сколько угодно. Видимо, в этом дело.

Date: 2012-07-11 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] prokofyev.livejournal.com
Точно! Так понятнее.

Date: 2012-06-29 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] p_govorun.livejournal.com
Есть хороший пример такой "машинки" -- катушка ниток. Если положить её на стол и потянуть нитку, катушка покатится вперёд, наматывая нитку.

Date: 2012-06-29 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] sunch.livejournal.com
Сейчас такую катушку (у которой внешний диаметр больше внутреннего, на который нитка наматывается) найти достаточно сложно, насколько я понимаю.

Date: 2012-06-30 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
В журнале статья именно с этого примера и начиналась, но они не про катушку говорили, а про так же устроенный йо-йо, я не додумался это катушкой перевести :-)

Date: 2012-06-30 03:20 am (UTC)
From: [identity profile] ukrmazzy.livejournal.com
http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0
для этой штуки с пуговицей украинское название забавное

Date: 2012-06-30 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Отлично!

Date: 2012-07-04 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] yuriyag.livejournal.com
Название было у этой пуговицы с бизоном? Интересно бы было в инете найти.

Date: 2012-07-05 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Чуть выше в комментарии украинский перевод (http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0) :-)
Русский, надо признать, не намного изящнее.

Date: 2012-07-05 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] yuriyag.livejournal.com
я видел, но в той статье вики говорится о пуговице - жужжалке,
а меня интересует именно _эта_ пуговица, с бизоном (к какой культуре она принадлежала, если что-то об этом известно)

Date: 2012-07-05 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Конкретно этот экземпляр - фанатская копия XXI века, Франция :-Р Но копировано оно с объекта, найденного в Дордони, датируется -15000 годом, я не знаю, как называлась культура :-/

Date: 2012-07-05 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] yuriyag.livejournal.com
Класс
Спасибо

Profile

green_fr: (Default)
green_fr

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5 6 7 8 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 9th, 2026 09:57 am
Powered by Dreamwidth Studios