green_fr: (Default)
green_fr ([personal profile] green_fr) wrote2017-06-09 09:24 am

Сто лекций с Дмитрием Быковым — 1922

Книга 1922 года — «Необычайные похождения Хулио Хуренито» Ильи Эренбурга. Читать очень нудно. Я полагаю, что в том контексте она вполне могла быть прорывной книгой, и регулярно видны даже какие-то явно провокационные строки. Но за прошедшие сто лет задор выветрился, и текст вызывает не восхищение или раздражение, а скуку.

Быков выбрал роман за якобы сбывшиеся предсказания про XX век (Википедия цитирует некоторое их количество), но мне, читателю XXI века, сложно оценить масштаб и сложность этого предсказания.


В романе есть персонаж Айши — негра, «создававшего богов»: он не только вырезал из дерева фигурки, но и немедленно придумывал им имена, характеры, способности и что там ещё у богов есть. После ранения и ампутации руки он потерял способность создавать богов (как минимум в их материальном виде), и герой посоветовал ему ходить в гости к чужим богам. Поскольку все они находились в этот момент в Париже, Айша начал навещать парижские статуи, принося им подношения. Кому пуговицу, кому перо...

А я вспомнил, как Василиса рассказала о посещении могилы Сартра. На ней лежит куча билетов от метро, и никто не знает, почему. Наиболее правдоподобная гипотеза — однажды ветром случайно принесло первый билет / кто-то уронил его на могилу. Следующий посетитель принял билет за знак и положил рядом свой. Третий понял, что все эти билетики неспроста, а четвёртый уже давно подозревал...

Очень хочется запустить новый ритуал на чьей-нибудь могиле! Да или не обязательно на могиле :-)


[livejournal.com profile] sasmok читала недавно воспоминания Эренбурга, у меня руки пока не дошли, но почитать очень хочется. В двух словах — его посадили в тюрьму за революционную деятельность в 1908 году, после выхода он уехал во Францию, летом 1917 года вернулся в Россию, но после октября разругался с большевиками и в 1921 году снова уехал в Европу. За границей пишет «Хуренито», затем мирится с советскими властями, вследствие чего роман несколько раз издают в Советской России (выкиеув совсем уж откровенные наезды на Ленина; на lib.ru, например, именно это издание, без 27-й главы). Во время Второй Мировой войны скрывается в советском посольстве и возвращается в СССР. Очень интересно почитать воспоминания такого человека — и одновременно страшно, что самого интересного там всё равно не будет. Ведь дошедший до нас текст изначально писался для советских журналов, для советской цензуры. А до перестройки автор не дожил.

[identity profile] wildest-honey.livejournal.com 2017-06-09 09:08 am (UTC)(link)
жду не дождусь когда ты до 50х дойдешь, мне интересно твое мнение про доктора живаго. я его с подросткового возраста не перечитывала, и мне теперь интересно:)

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2017-06-09 09:20 am (UTC)(link)
Давай читать вместе? Не всё же тебе за детскими книжками прятаться! :-Р

[identity profile] wildest-honey.livejournal.com 2017-06-09 09:25 am (UTC)(link)
я дослушала уже! поэтому мне и не терпится обсудить:)))

[identity profile] birdwatcher.livejournal.com 2017-06-09 10:02 am (UTC)(link)
Ты Лазика Ройтшванеца читал, надеюсь?

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2017-06-09 11:13 am (UTC)(link)
Не, в первый раз слышу. Что это?

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2017-06-09 11:14 am (UTC)(link)
Тогда жди :-)

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2017-06-09 11:14 am (UTC)(link)
На самом деле, в этом прекрасная идея быковского цикла - синхронизирует чтение, есть, с кем поговорить.

[identity profile] wildest-honey.livejournal.com 2017-06-09 11:20 am (UTC)(link)
о, у тебя через "четыре года" дни турбиных, а я как раз начала белую гвардию слушать

[identity profile] birdwatcher.livejournal.com 2017-06-09 12:32 pm (UTC)(link)
Эренбург, совершенно чудный. Обязательно прочти.

[identity profile] oldjackaroo.livejournal.com 2017-06-09 01:49 pm (UTC)(link)
Мне, кстати, в свое время "Трест Д.Е." понравился гораздо больше, чем "Хулео Хуренито" (написано практически в то же время, с разницей в год). Правда, читал еще в школе, с тех пор не перечитывал.

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2017-06-09 02:04 pm (UTC)(link)
Спасибо, залил в читалку!

[identity profile] igparis.livejournal.com 2017-06-09 03:42 pm (UTC)(link)
скрывается в советском посольстве
--------------"в Европe"?

[identity profile] dao-nyxa.livejournal.com 2017-06-09 04:07 pm (UTC)(link)
Билетики метро понятно бы смотрелись на могиле Кортасара - но у него там в основном камешки оставляют.

[identity profile] igparis.livejournal.com 2017-06-09 06:46 pm (UTC)(link)
Не к ночи из Эренбурга:
"Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. Отныне слово «немец» разряжает ружьё. Не будем говорить. Не будем возмущаться. Будем убивать. Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьёт твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьёшь немца, немец убьёт тебя. Он возьмёт твоих [близких] и будет мучить их в своей окаянной Германии. Если ты не можешь убить немца пулей, убей немца штыком. Если на твоём участке затишье, если ты ждёшь боя, убей немца до боя. Если ты оставишь немца жить, немец повесит русского человека и опозорит русскую женщину. Если ты убил одного немца, убей другого — нет для нас ничего веселее немецких трупов. Не считай дней. Не считай вёрст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! — это просит старуха-мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!"

[identity profile] birdwatcher.livejournal.com 2017-06-09 11:14 pm (UTC)(link)
А что надо было делать в 1942 году?

[identity profile] igparis.livejournal.com 2017-06-10 06:44 am (UTC)(link)
ну хотя бы присовокупить, что это дело - только для 1942 года

[identity profile] birdwatcher.livejournal.com 2017-06-10 08:51 am (UTC)(link)
Так случилось, что он не знал заранее, в каком году кончится война.

[identity profile] xxxxx.livejournal.com 2017-06-10 10:21 am (UTC)(link)
а в 43-44 уже не надо было?

[identity profile] igparis.livejournal.com 2017-06-10 11:31 am (UTC)(link)
простим ему это незнание;
кабы знал - от души порекомендовал бы изнасилования с весны 1945-го

[identity profile] igparis.livejournal.com 2017-06-10 11:34 am (UTC)(link)
надо, Федя, надо...

[identity profile] birdwatcher.livejournal.com 2017-06-10 12:37 pm (UTC)(link)
Выдумывать херню и легко, и безопасно.

[identity profile] igparis.livejournal.com 2017-06-11 03:06 am (UTC)(link)
И даже прибыльно, учитывая гонорары в "Правде".
Автор и в 1939-м ничего не имел против пакта Молотова-Риббентропа и писал соответствующую херню, колеблясь вместе с линией партии.
А кабы предвидел бесчинства краснармейцев в 1945 - думаете, что в 1942-м оговорился бы: "убей немца!... (но воздержись нарушать неприкосновенность немки!)"?

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2017-06-11 07:47 pm (UTC)(link)
Прости, Женя, я не сразу увидел все творения твоего поклонника :-)
Иногда нам кажется, что всё, мы уже видели дно - и тут жизнь всегда подсовывает нам что-то новенькое ;-)

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2017-06-11 07:48 pm (UTC)(link)
А что тебя удивляет? Разве не было в 1940 году советского посольства во Франции?

[identity profile] wildest-honey.livejournal.com 2017-06-11 07:49 pm (UTC)(link)
Ты про что? До меня творения не доходили

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2017-06-11 07:51 pm (UTC)(link)
Да ты знаешь, я именно поэтому предпочитаю разговаривать о книгах, максимум - о контексте этих книг. А не о человеке вообще, обо всех деталях его долгой жизни.

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2017-06-11 07:56 pm (UTC)(link)
Видимо, если ты забанила кого-то у себя в журнале, то к тебе перестают приходить и комментарии этого человека в других журналах. Ко мне пришёл, видимо уже погулявший до того у тебя в ЖЖ, [livejournal.com profile] laico, требовал восстановления справедливости. Причём в таких терминах, что я его тоже забанил - первый раз за 15 лет, чтобы без предупреждения, чтобы вот так вот, с первого взгляда становилось понятно :-)
Я немного опасался, что тебя может расстроить его поток ненависти, но, слава богу, ты его не получила.

[identity profile] wildest-honey.livejournal.com 2017-06-11 08:26 pm (UTC)(link)
Мне повезло;)

[identity profile] igparis.livejournal.com 2017-06-12 06:59 am (UTC)(link)
"...посадили в тюрьму за революционную деятельность в 1908 году, после выхода он уехал во Францию, летом 1917 года вернулся в Россию, но после октября разругался с большевиками и в 1921 году снова уехал в Европу. За границей пишет «Хуренито», затем мирится с советскими властями... Во время Второй Мировой войны скрывается в советском посольстве..."
= Во время Второй Мировой войны во Франции?

[identity profile] igparis.livejournal.com 2017-06-12 07:00 am (UTC)(link)
именно поэтому -- ?

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2017-06-12 07:44 am (UTC)(link)
Да.

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2017-06-12 07:45 am (UTC)(link)
Конечно. Чтобы не отвлекаться на разговоры в духе "а вы знаете, каким плохим семьянином мыл Моцарт".

[identity profile] igparis.livejournal.com 2017-06-12 07:54 am (UTC)(link)
aa..

[identity profile] igparis.livejournal.com 2017-06-12 05:22 pm (UTC)(link)
Аналогия с семейственностью Моцарта хороша только с поправкой, что под нею понимается мысль одного из моцартовых заметнейших творений - РЕКВИЕМа, например. Причём такого, где автор указывает и на того, кого конкретно надлежить отпевать гробить.

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2017-06-16 07:00 am (UTC)(link)
А ты именно "белую гвардию" слушала, а не "дни турбиных"?

[identity profile] wildest-honey.livejournal.com 2017-06-16 07:10 am (UTC)(link)
белую гвардию.
хотя временами я сомневалась из-за того, что читало три голоса:)

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2017-06-16 07:41 am (UTC)(link)
Я просто дочитал "Турбиных", начал было читать по этому поводу Википедию и понял, что отличаются две вещи серьёзно. Думаю прочитать быстренько теперь "Гвардию", прежде чем в ЖЖ отмечаться...

[identity profile] wildest-honey.livejournal.com 2017-06-16 07:48 am (UTC)(link)
почитала про разницу на ответы.ру. да, я не дни турбиных слушала, и действительно отличие сильное!