green_fr: (Default)
green_fr ([personal profile] green_fr) wrote2014-11-17 05:09 pm
Entry tags:

Conciergerie — Saint Louis

Сходил а обеденный перерыв в Conciergerie, отличная выставка про Св. Людовика, спасибо Les Amis du Louvre!

На выставке можно было фотографировать, запреты фотографировать висели только к отдельным экспонатам, рядом с описывающей их табличкой — никогда такого раньше не видел.

Картина «La déférence de saint Louis»: Св. Людовик разрывается между любовью к больной жене и сыновьим послушанием — мать не разрешает ему приблизиться к возможно заразной супруге. Болезнь не цитируется, но меня как-то затронул сюжет, кошмар, [livejournal.com profile] sasmok, не болей!



На выставке «saint Louis» везде писалось с маленькой буквы (ну, когда не в начале предложения, конечно же). Французская Википедия пишет то так, то эдак. По-русски, мне кажется, «Святой» всегда с большой буквы, нет?

Saint Louis accompagné de sa mère Blanche de Castille se rend à Notre-Dame. Поджидавшие короля на мосту торговцы птицами выпустили несколько сотен птиц, за что на несколько веков получили право беспошлинной торговли на этом мосту.



Saint Louis prisonier en Egypte. Очередной крестовый поход закончился неудачно, Людовика взяли в плен. Летописи сообщают, что король вёл себя необычайно достойно. Он не только не осквернил уста свои богохульством, как того добивались пленившие его неверные, он ещё и не принимал подарков от своих пленителей. Собственно, картина изображает момент, когда король отказывается от подарков — тот случай, когда без подписи догадаться о содержании картины просто немыслимо.



Discipline de saint Louis — первый раз вижу слово discipline в этом смысле, словарь подтверждает, это ещё и «орудие для самобичевания». Отдельно выставлялась рубаха короля со следами крови от этой discipline.



Королевская печать на уставе парижской больницы Hôpital des Quinze-Vingts — самый известный, наверное, рудимент двадцатиричной системы счисления во французском языке (название дословно переводится как пятнадцать-двадцать, больница строилась на 300 коек). Шёлковые нити проходят через дыру в сургуче (точнее, я забыл из чего эти печати делались, простые из воска, а королевские из чего-то особенного), которая позорно расположена прямо на голове короля.



Сами печати (инверсные матрицы). На переднем плане — та самая, которой подписан предыдущий документ. На заднем плане — вторая версия. Тётушка экскурсовод (я иногда причаливал к группе, послушать умных людей) похихикала, что, мол, историки не имеют убедительного объяснения, почему фигура короля сильно сжалась во второй печати, но вот лично ей очевидно — для того, чтобы дырка была не на лице, а хотя бы на короне.



А это уже устав Sainte Chapelle. Я не очень хорошо сфотографировал подпись короля, думая, что без проблем найду её в сети. Ан нет, не нашёл. Подпись, тем не менее, прекрасная (она от красной печати направо и до слова Cancellaria). Там три сложных блока, каждый из которых можно интерпретировать множеством вариантов. Например, можно сложить слово Louis — L слева, O в центре, U неожиданно чуть левее центра, I опять в центре, S справа. Я подслушал экскурсовода, приводившего ещё парочку «зашифрованных» там слов, но ничего не записывал, в надежде на интернет.



Тот же документ целиком. Видно, как на середине пергамента писарь осознал, что весь текст на одну страницу не влезет (это, кстати, in-folio, половина того самого типографского листа, долями которого до сих пор меряют размеры книг) и ужал строчки.



Кусочек барельефа с чьими-то похоронами, картинка (точнее, горелки под телом покойного) мне напомнила смерть Людовика. В очередном Крестовом походе он заболевает и умирает. Брат усопшего пытается перехватить власть у законного наследника престола, сына Людовика. В какой-то момент встаёт вопрос, кто будет хоронить умершего короля, обе стороны заявляют свои права на тело. Путём переговоров удалось найти компромисс: сын Филипп забирает себе кости и хоронит их во Сен-Дени, а плоть и внутренности хоронит брат Шарль у себя на Сицилии. Тут, как говорится, уберите детей и беременных женщин от монитора. Труп короля варят в вине до того момента, когда плоть легко отделяется от костей — у этой прекрасной процедуры, оказывается, есть название, Mos Teutonicus.
Мне давно нравилась эта история, поэтому я правда чуть не расхохотался, увидев этот барельеф:



Обожаю старые витражи, когда их выставляют на человеческой высоте, и их можно рассмотреть. Пока разглядывал, услышал ответ экскурсовода, почему у многих персонажей витражей нет лиц. Выпиливали и продавали. Я не додумался спросить, кто продавал, и кто покупал, очень теперь интересно.



Ещё один барельеф, грешники в адском котле. Обратите внимание на жабу слева по центру :-)

[identity profile] katichka.livejournal.com 2014-11-17 07:23 pm (UTC)(link)
Спасибо! Так классно тебя читать!

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2014-11-17 08:23 pm (UTC)(link)
А приезжай завтра пообедать? Сто лет не виделись!

[identity profile] katichka.livejournal.com 2014-11-17 11:19 pm (UTC)(link)
Я очень хочу с тобой пообедать, даже сама хотела про это звонить! Но завтра почти точно не успею, только если ты в наши края. В среду вообще жуть, скайп на скайпе, хоть секретаршу вызывай, чтобы чаю принесли :)))
В чтв я больше свободна. если муж работы еще не придумает. :)

И еще я продолжаю думать про приехать к вам на след неделе, тебе такая идея как?

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2014-11-18 08:41 am (UTC)(link)
А на неделе - ты по выходные или в рабочий день вечером? Потому как на выходных мы уезжаем, у нас "день рождения с ночёвкой" :-)

[identity profile] katichka.livejournal.com 2014-11-18 08:55 pm (UTC)(link)
Неее, на выходные я с детьми! Я имела ввиду напроситься к вам в будни. Причем типа в пн-вторник. Потому что потом Маха с Сеппом (Мишкой) приезжают.
А чего у тебя в чтв или птн на этой?

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2014-11-19 09:54 am (UTC)(link)
Давайте во вторник!

[identity profile] katichka.livejournal.com 2014-11-19 10:45 am (UTC)(link)
А обедать пойдем? :)

[identity profile] fiafia.livejournal.com 2014-11-17 09:58 pm (UTC)(link)
Интересно очень, спасибо!


Да! И по-русски (св.) и по-французски (saint) пишется с маленькой буквы при имени личности. А если в названии города, заведения или учреждения, праздника - тогда с большой. То есть vie de saint Bernard, но le jour de la Saint-Bernard, saint Jean-Baptiste, но église Sйште-Оуйт-Ийзешыеу.

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2014-11-18 06:17 am (UTC)(link)
Ну надо же, я вообще визуально вообще "святой" с маленькой буквы не представляю. Но тебе почему-то верю :-)

[identity profile] fiafia.livejournal.com 2014-11-18 08:41 am (UTC)(link)
Про русский см. хотя бы здесь, у Мильчина (п. 3.7.5:и п. 3.22.1, 3.22.3, 3.22.5, 3.22.8)
http://diamondsteel.ru/useful/handbook/3.html

Если нужны вещдоки на фр., то могу сделать скан.

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2014-11-18 08:50 am (UTC)(link)
Моя последняя фраза была без сарказма.

[identity profile] fiafia.livejournal.com 2014-11-18 07:09 pm (UTC)(link)
Да я ничего такого и не подумала :о))

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2014-11-18 08:50 am (UTC)(link)
Пошёл переписывать Википедию...

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2014-11-18 08:51 am (UTC)(link)
А вот кстати, что ты думаешь по поводу "дом Инвалидов" vs. "Дом Инвалидов"?

[identity profile] fiafia.livejournal.com 2014-11-18 04:14 pm (UTC)(link)
Если ни с кем не сверяясь, а по наитию, я бы написала Дом Инвалидов, хоть я и против нагромождения прописных, да и от двусмысленности полностью не спасёт...
Edited 2014-11-18 17:16 (UTC)

[identity profile] yuriyag.livejournal.com 2014-11-18 09:37 am (UTC)(link)
"Кто продавал - кто покупал"

В папском дворце в Авиньоне этим занимались солдаты - когда Папа вернулся в Рим, а дворец переделали в казарму.
Они выпиливали из фресок куски и продавали на базаре как "чудотворную икону из дворца освещённую самим Папой!".

Деньги пропивали.

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2014-11-18 10:25 am (UTC)(link)
Это более-менее понятно. Но кто мог заниматься подобным в Sainte Chapelle? Кроме периода Революции, конечно. Русские гусары 1815 года? Коммунары?
Ну и мотивацию покупателя я тоже не понимаю. Одно дело купить что-то из заброшенного хозяином дворца. Другое - результат откровенного грабежа. Там никакой факт, что эту икону трогал Папа, не поможет. Нет?

[identity profile] yuriyag.livejournal.com 2014-11-18 12:55 pm (UTC)(link)
"Другое - результат откровенного грабежа. Там никакой факт, что эту икону трогал Папа, не поможет. Нет?"

Саш, ты как с Луны ). Мне вспомнилось как ты когда-то описывал в ЖЖ впечатления от встречи с гаишником-вымогателем: "Как ему будет не стыдно потом рассказывать откуда у него эти деньги" (за точность текста не ручаюсь, но что-то в этом роде).
Ты примеряешь на гаишника свои моральные нормы, а они у него (и у его круга) мало того что другие, а совсем противоположные. Он не стыдиться будет а радостно рассказывать сколько он сегодня раздел лохов, а друзья будут восхищённо смотреть ему в рот.
Тоже самое и с иконами. У нас куча воров, убийц и разных прочих ублюдков стоят в церкви со свечкой и делают пожертвования - не потому что они разделяют принципы Нагорной проповеди, и не для имиджа даже, а из простого тёмного _суеверия_.
Во времена когда распродавали куски витражей или фресок - люди были точно такие же как и сейчас.

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2014-11-18 01:11 pm (UTC)(link)
Ну да, наверное. Мне сложно представить человека, который одновременно и верит в бога, и не верит. Действительно, наверное, горе от ума, ищу когерентность чужого разума.

[identity profile] yuriyag.livejournal.com 2014-11-18 02:53 pm (UTC)(link)
off: Чем ты пользуешься чтобы писать в ЖЖ. Semagic ?

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2014-11-18 02:59 pm (UTC)(link)
Нет, web-interface.
Ты, кстати, поменял стиль? Видишь комментарии?

[identity profile] yuriyag.livejournal.com 2014-11-18 03:00 pm (UTC)(link)
пробовал, не помогает (.

[identity profile] yuriyag.livejournal.com 2014-11-18 02:59 pm (UTC)(link)
Off++: И куда постишь картинки - Picassa ?

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2014-11-18 03:06 pm (UTC)(link)
Да, picasaweb. Она же - google+. У первой интерфейс немного удобнее, но второй тоже более-менее живой. Ну и picasa на компе очень упрощает всё это дело.

[identity profile] yuriyag.livejournal.com 2014-11-18 03:14 pm (UTC)(link)
Merci

[identity profile] katichka.livejournal.com 2014-11-19 10:57 am (UTC)(link)
Верит, конечно! И урвал хороший годный кусок этого бога... :)